Найти в Дзене
Изучаю людей

В два года говорит фразами - должен ли

Загадка от двухлетней Лизы. Ля-ля-ля! Ам! Нету! Подсказка - это очень краткий, но емкий пересказ сюжета русской народной сказки. Угадаете?

Два года - хороший диагностический возраст, возраст, в котором многие состояния, до этого лишь подозреваемые, становятся очевидными. С одной стороны, это печально, с другой - прекрасно, ведь мы наконец-то можем понять, с чем имеем дело, и начать коррекцию .

Один из таких точных диагностических критериев к двум годам - это понимание речи. Ребенок к двум годам вполне может излагать свои мысли развернутыми высказываниями и учить стихи наизусть, но делать этого абсолютно НЕ ДОЛЖЕН. Может, но не обязательно .

А вот понимать - должен. Без всяких там "он просто ленится". Если не понимает в два года - это проблема, требующая коррекции, а не "его личный путь". Точнее, можно и без коррекции обойтись, но тогда уж надо быть последовательным в выборе личного пути и помнить, что он может вести вовсе не в массовую школу. И не в обычную взрослую жизнь. А в принципиально иную вселенную под названием "особое детство".

А то как-то массово так бывает, что лет до 6 ребенок имеет право на личный путь и неповторимые индивидуальные особенности, а в 6 его внезапно приводят к специалисту с требованием за год слепить из неповторимой индивидуальности обычную норму, чтобы в обычную школу пошел. А специалист разводит руками и говорит - где же вы были в два... Что же именно, и как должен ребенок понимать с двух до трёх лет .

К двум годам - практически всю бытовую лексику. Вряд ли будет хорошей идеей объяснять двухлетке устройство двигателя внутреннего сгорания, как бы он там машинами не интересовался. Но знать все предметы в пределах ближайшего окружения он уже должен. Понимать двухступенчатые инструкции - Сходи на кухню и принеси мне папину чашку. Возьми расчёску в ванной, и причешись .

Ближе к 2,6 годам ребенок начинает понимать вопросы косвенных падежей вроде - На чем ты сидишь? Чем ты чистишь зубы? В этом же возрасте развивается понимание причинно-следственных связей. Если вы спросите малыша, почему он упал - он покажет на пролитую воду, на которой подскользнулся. И в этом же возрасте - понимание коротких рассказов и сказок .

Важный момент - речь идёт о понимании СЛОВ! А не о взаимодействии таким образом - Возьми эту чашку (берете чашку и протягиваете малышу) и отнеси на кухню (жест рукой, находясь в метре от этой самой кухни. Многие мамы так сонастраиваются с ребенком, что подобных вещей за собой не отслеживают. И искренне удивляются, когда на приеме логопед утверждает, что ребенок речь не понимает 😊

Попробуйте с каменным лицом предложить ребенку чашку, например, съесть 😉 Или отнести на кухню шкаф. Тогда сразу станет яснее, все же понимает ребенок речь, или нет.

Понимание пониманием, но что же непосредственно говорит сам ребенок в возрасте с двух до трёх лет?

Примеры. Моя дочь Варя примерно в 2 года два месяца, шагая босиком по гальке со стонами, и внезапно перейдя на мягкий песок, со вздохом облегчения : "Тють боня не! А тям боня дя! (Тут больно, тут не больно)

Ее брат Даня, уже в три : "Я видел такой стланный девачк! Она лизал! Делвянный стул ! 

Одназды Даня упал с кловати. И вдлуг услысал тихай звук. Лассказы мне есе лаз. Такую казку. "

Что слышим 😉 Все очень мило и забавно, но скачок за этот год происходит гигантский. Да, как я отметила, многие дети уже в 2 года довольно прилично разговаривают. Но многие говорят вроде бы немного и, тем не менее, их речевое развитие тоже находится в пределах нормы.

В два года разброс между детьми может быть в плане развития речи огромный, но критерий нормы речевого развития в два года - наличие фразы.

Смешное высказывание "Тють боня да" - это фраза. "Мама, дай" - фраза. В два года она уже должна фигурировать в речи ребенка. И если фразы нет - к логопеду точно пора. Ну, может месяца три подождать, но не больше .

В трехлетнем возрасте разброс между "говорю прекрасно - не говорю совсем" в норме исчезает, и все нормально развивающиеся трехлетки должны дифференцироваться только по принципу "мне много книг читали - а мне поменьше". То есть они все говорят. Кто-то лучше, кто-то хуже. У кого-то богаче словарный запас, у кого-то беднее. Но все нормально развивающиеся трехлетки говорят развернутыми фразами. "Мама, пойдем гулять с собакой" - фраза трехлетнего ребенка. Впрочем, если он скажет "гулять с собакОМ" - это тоже ещё норма речевого развития. А вот "маня ав-ав" в три года - уже задержка. Ну и, естественно, в плане звукопроизношения будет не так, как я написала, а скорее как в примере у Дани выше. Но про это напишу отдельно. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.