Спойлеры: нет | Рейтинг: классика | 16+ | Как смотреть: IMAX
В российский прокат выходит экзистенциальная космическая драма Джеймса Грэя, после съёмок в которой Брэд Питт уж точно должен получить если не Оскар, то хотя бы номинацию. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что Грэй и Питт создали медитативное кинополотно, сопоставимое по масштабам с “Космической одиссеей” Стэнли Кубрика с той лишь разницей, что у последнего герои искали высший разум, а Грэй идёт ещё дальше и предлагает поглубже заглянуть в самих себя.
В не таком уж далёком будущем Землю сотрясает от катаклизмов, природа которых лежит за пределами нашей планеты. Прославленный инженер-астронавт Рой МакБрайд (Брэд Питт) после аварии на космической станции и вынужденного приземления оказывается ни на секунду не волновался. Поэтому его выбирают для сложнейшей миссии найти отца Клиффорда МакБрайда (Томми Ли Джонс), который с секретной миссией когда-то давно улетел к Плутону и вообщем-то ответственен за приближающийся на Земле апокалипсис.
Брэд Питт уже успел сыграть кажется все возможные роли: смерть, анархиста, полицейского, борца с зомби, ветерана войны (дважды), каскадёром-неудачником, а вот теперь и космонавтом. Все канонические кинообразы собраны. Почти всегда это были разные люди и разные судьбы, но всех их объединяло одно - смотрящий куда-то вдаль и немного грустноватый взгляд актёра. Теперь у этого взгляда наконец появилась та самая точка в пространстве, куда тот смотрит. Не самый известный в России режиссёр Джеймс Грэй находит ту самую точку, куда всё это время был обращён взгляд Питта - в космос. Но космос, как это обычно и бывает лишь метафора тотального одиночества и поисков самого себя в этом вечно меняющемся мире. Не идеальная ли роль для актёра, тяжело пережившего бракоразводный процесс (с Анджелиной Джоли)?
В этом смысле, “К звёздам” ближе всего к недавнему “Человеку на Луне”, где Армстронг в исполнении Гослинга бежал от своего горя так далеко, что залетел на Луну. И в том и в другом фильме, у актёров много крупных планов, они почти не говорят и играют только глазами. Печать опыта лежит на Питте и это становится заметно с самых первых минут фильма, кстати, ещё и благодаря задумке с закадровым голосом. Актёру теперь достаточно просто смотреть в камеру через шлем, чтобы мы поняли, что его Роя отделяет от его жены Евы (Лив Тайлер), да и вообще всего живого не только скафандр. И если уж это не впечатлит киноакадемию, то сложно представить, что вообще способно помочь актёру заполучить первый Оскар.
Я написал в первом абзаце про “Космическую одиссею”, но на самом деле “К звёздам” прямой наследник практических всех культовых космических драм. За тем лишь исключением, что режиссёры всегда стремились куда-то вдаль, на поиски внеземных миров и разумов. Грэй использует тот же ход, но на самом деле это всего лишь приманка, чтобы поговорить со зрителем о том, что у нас есть сейчас. “У нас есть только мы” говорит Рой своему отцу, который положил на алтарь поиска пришельцев не только свою жизнь, но и судьбу своей семьи. Сын отвечает за грехи отца и поэтому только он способен найти его и спасти мир, а на самом деле конечно себя. Практически античный сюжет. Отсюда и латинское название “Ad Astra”, взятое у Сенеки “Per aspera ad astra” и означающее дословно “Через тернии к звёздам”. И действительно львиную долю времени Рой в фильме куда-то летит. Вот прекрасно воссозданное будущее коммерческой космонавтики, когда герой летит с Земли на Луну (привет, Илону Маску), а вот на Марсе местные воюют с пиратами за ресурсы.
Но всё это богатство, красота космоса и вселенское одиночество выглядели бы совершенно иначе, если бы не работа оператора, работавшего с Ноланом над “Интерстелларом” Хойте Ван Хойтема и композитором-минималистом Максом Рихтером. Первый показывает не только опасность космоса, но и его медитативное спокойствие и красоту. А второй сопровождает эту космическую тишину и передвижения Роя музыкой, которую похоже слышит только герой (и зритель конечно тоже).
“К звёздам” не привычный космобоевик, хотя и экшена в нём хватает (марсианские сцены бесподобны), а почти камерная история о поисках сыном отца и морального ориентира в целом. Всё-таки Рой стал астронавтом по примеру отца, но должен ли он также далеко заходить в своих поисках? Должны ли мы вообще брать на себя ответственность за нерешённые дела наших отцов? На эти вопросы и отвечает дуэт Питта и Грэя. Грэй снимает, а Питт молчит. Только в этом молчании, как и в молчании Бога уже есть ответ: “У нас есть только мы”.