Несмотря на всю свою фантастичность, вселенная «Игры Престолов» имеет множество общих черт с реальной средневековой Европой. Та же Вера в Семерых – это местное подобие Христианства, распространенного завоевателями в королевствах Первых людей (как это и происходило на Британских островах). Действительно волшебных сущностей в этом мире не так уж и много. Во-первых, это драконы. Во-вторых – Иные. А на третьем месте по праву расположился Владыка Света, которого восточный народ Эссоса асшайцы называют Рглором (или Р’глором). При этом, данное существо значительно отличается от летающих ящеров или Белых Ходоков. Перед нами самое настоящее божество, чудеса которого успешно «работают» в мире простых смертных. Которое в прямом смысле всемогуще и вездесуще, а его истинные намерения покрывает глухая завеса тайны.
Да что там говорить, даже самые ревностные последователи Владыки Света являются лишь инструментом в руках этого загадочного существа. Все их знания ограничиваются древними заветами и мутными пророчествами, замешанными на изрядной доле личной интуиции жреца. При этом, накопленные им знания и умения не играют решающей роли – опыт ни коим образом не сказывается на доступу к сверхспособностям. Кого и какой силой следует наделить, решает исключительно неведомый Рглор. Именно поэтому весьма посредственный Торос из Мирра воскрешал Беррика Дондарриона несколько раз и размахивал огненным мечом, в то время, как Мелисандра делала основную ставку на практическую химию и ловкость рук. Единственный, кого она смогла вернуть к жизни, был Джон Сноу, но пока что только по версии сериала HBO. Этим, кстати, сверхспособности жрецов Рглора отличаются от привычной магии – они основаны не на мудрости и не на врожденных талантах жреца, но исключительно на его вере.
В качестве прототипа для культа Владыки Света Джордж Мартин явно использовал Зороастризм. Сама концепция огненного учения буквально списана с этой древней религии. Аналогии очевидны: Рглор является предтечей и демиургом всего насущного, который воплотился в образе света вообще и огня в частности. Ему противостоят тени и тьма, которыми правит изначальный антагонист Владыки Света – Великий Иной. Любых иных богов красные жрецы считают демонами на его службе, призванными одурманивать и подчинять целые народы. Единственным средством очищения от подобного зла также является огонь. Другой важнейшей составляющей этой религии считается осознанное жертвоприношение героя-избранного, называемого Азор Ахай. Не самопожертвование, а именно жертвоприношение. Верный последователь должен сознательно отдать Рглору самое дорогое, составляющее сам смысл его жизни.
Не смотря на выдающиеся способности огненного бога, роль красных жрецов в «Игре Престолов» долгое время остается второстепенной. Даже зловещая Мелисандра находится в тени свои короля Станниса Баратеона, и, в большинстве случаев, проявляет истинное смирение перед его волей. Это указывает на особую деспотичность и иерархичность культа Владыки Света. Воля Избранника, кем бы он ни был, является главенствующей даже перед заслуженными последователями Рглора. Поэтому Мелисандре приходится прибегать к интригам и ухищрениям для достижения собственных целей, а Торос из Мира вообще не беспокоится о подобных вещах, доверяясь воле судьбы. В этом плане жрецы Владыки Света выглядят гораздо скромнее септонов.
Но за их учением имеется нечто большее, чем обещания небесного чертога для праведников. Ведь с каждой книгой, с каждым сезоном «Игры Престолов» противостояние между Светом и Тьмой становится все более и более осязаемым. Нельзя сказать наверняка, является ли предложенный сценаристами Король Ночи воплощением Великого Иного, или это всего лишь один из его верных слуг. Однако Белые Ходоки и их мертвое воинство вполне реальны, как реальна и магия невидимого Рглора. Война Владыки Света ведется здесь и сейчас, и солдатами в ней становятся простые смертные.
Но если присмотреться, культ Рглора выглядит гораздо сложнее привычного противостояния Добра и Зла. Вспомните – Мелисандра убивает политических конкурентов Станниса при помощи теней – заклятых врагов своего бога. Она также имеет полное представление и культе бога Смерти, известного в разных уголках мира как Неведомый или Безликий. Вполне вероятно, что учение Владыки Света – это сложная философская концепция, представляющая окружающий мир во всех его проявлениях, а Рглор, Великий Иной и Бог Смерти являются своеобразными ипостасями единой сущности, которая ведет непрерывную борьбу сама с собой.
Увы, свет на все это сможет пролить только сам Джордж Мартин.
Вам понравится:
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Вера в Семерых: Христианство для местных
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Вера в Семерых: обличия бога
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Мелисандра: огонь и сомнения
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Король Ночи: вопросов больше, чем ответов
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Якен Хгар: обличия Бога Смерти
Любой персонаж раскрывается гораздо интереснее с различных точек зрения. Поэтому подписывайтесь на наш канал и высказывайте собственное мнение в комментариях. А если статья вам понравилась – отблагодарите автора лайком!