Защищать ручьи и озера Великобритании от загрязнённых стоков будет новый очиститель Aqua-Xchange
Aqua-Xchange, производимый сомерсетской фирмой SDS, представляет собой гранулированный материал, использующий ионный обмен и фильтрацию для удаления растворимых и твёрдых загрязняющих веществ из сточных поверхностных вод. Его установили в существующую очистную канализацию вдоль трассы M56, чтобы предотвратить загрязнение ручья в Чешире, в который через один слив попадает сточная вода с километрового отрезка автомагистрали.
Материал Aqua-Xchange был разработан фирмой SDS для улавливания и удержания меди, цинка и других ядовитых металлов, которые выделяются при истирании автомобильных шин и тормозных колодок и растворяются в поверхностных водах во время сильного дождя. Фильтрующие каналы представляют собой заполненные камнем траншеи, которые улавливают взвешенные твёрдые частицы, когда они стекают по сторонам проезжей части. Однако они не способны улавливать растворимые загрязнители. Дополнительный слой Aqua-Xchange, уложенный в траншею, путём адсорбции и ионного обмена улавливает металлы, растворённые в стоках. Химический процесс образует неразрывные связи, поэтому загрязняющие вещества остаются в фильтрующем слое даже во время сильных штормов и зимних дорожных работ, не попадая в сточные воды.
Руководство подразделения Highways England заказало исследование устья реки Маг Брук – небольшого притока, проходящего через сельхозугодья к югу от Лимма. Вода из Маг Брука течёт через другой поток, Брэдли Брук, в небольшое озеро, известное как Лимм Дам, которое является заповедником и популярным местом отдыха.
- Оценка риска показала, что ручей уязвим к загрязнению из-за большого объёма перевозок в Манчестер из аэропорта и обратно. В ручье очень мало воды, чтобы разбавить сток с автомагистрали до безопасного уровня. Стало очевидно, что необходима система очистки, чтобы снизить содержание меди и цинка в воде и привести его к допустимому уровню, - рассказывает менеджер по развитию рынка фирмы SDS Джо Брэдли, работавшая над проектом M56 с самого начала.
Здесь нет места для строительства отстойников и невозможно установить фильтр, улавливающий металлы, поэтому считалось, что способов уменьшить риск загрязнения ручьёв и озера не существует. Проблему смогли решить благодаря Aqua-Xchange. Дополнительный бонус его применения в том, что не надо проводить раскопочные работы, следовательно, не наносится вред окружающей среде. Кроме того, нет необходимости в обслуживании траншей в течение 12-15 лет – таков проектный срок материала.
Для покрытия водостока на М56 потребовалось 184 мешка Aqua-Xchange объёмом один кубический метр. Мешки были установлены с семиметровыми интервалами вдоль каждой стороны проезжей части, чтобы облегчить равномерное распределение.
Поскольку в канализационном канале проходят различные кабели, для удаления старого камня на глубину до 400 мм был использован вакуумный экскаватор. Затем траншею выровняли и покрыли геотекстильной мембраной, на которую уложили и равномерно распределили Aqua-Xchange. Старый камень забрали для очистки и повторного использования.
250-миллиметровый слой Aqua-Xchange покрыли геосинтетической сеткой для стабилизации поверхности, затем слоем чистого камня, предназначенным для улавливания взвешенных твёрдых частиц и крупных загрязнителей. Таким образом, вода проходит через камни, затем через Aqua-Xchange, продолжает просачиваться через нетканую геотекстильную плёнку и фильтруется через дополнительный слой камня, а затем попадает в перфорированную трубу в нижней части траншеи. Очищенная вода сбрасывается в Маг Брук.
- Мы смогли завершить работы за десять ночных смен, с минимальными помехами для путешествующей публики, - говорит Бен Добсон, директор подрядной организации BDB. - Исходя из опыта работы по сбору фильтров, мы понимаем, что детальное планирование логистики является ключом к успешной и безопасной доставке. А внедрение Aqua-Xchange в процесс проблем не вызвало.
В дальнейшем Aqua-Xchange планируется использовать по всей Великобритании – в настоящее время уже идёт разработка проектов. В рамках приоритетной программы борьбы с выбросами скоростных автомагистралей в Англии выявлено 2500 мест с высоким уровнем загрязнения. Использование Aqua-Xchange, возможно, станет практичным и доступным способом решения проблемы.
По материалам www.theconstructionindex.co.uk
Ставьте лайк, делитесь с друзьями в соцсетях!
Подписывайтесь на наш канал "Пространство для жизни"