Спроси любого: "Царевна-лягушка" - это про что? В чем "соль" истории?
И ответят - про любовь, про испытания. Про то, что не надо вторую половинку обманывать, а то боком выйдет..
Кто-то скажет, что это про магию, волшебство, про веру славян в оборотней.
Однако, если мы возьмем наиболее полный вариант сказки про августейшее земноводное, то окажется, что главное в нем - борьба за власть. Причем борьба эта происходит - не удивляйтесь - в гареме.
Итак, откроем "Сказку о лягушке и богатыре", без всяких переделок и адаптаций, и в первой же строчке нас ожидает сюрприз:
В некотором царстве, в некотором государстве жил король, и у того короля не было жены; но он имел у себя трех любимиц, от которых получил по сыну.
Вот почему, кстати, "Царевну-лягушку" пришлось адаптировать - русским детям ни к чему про гаремы читать.
Не будем сейчас вычислять, какое общество описано в сказке. Скорее всего, скифское, но вернемся все же к сюжету.
А дальше, как и положено в гареме, страсти накаляются:
Но матери их жили между собою не согласно, ибо всякой хотелось, чтобы сын ее был наследником. Король же, видя их несогласие, не знал, как сделать, чтоб они были в согласии.
Тогда "король" решает отвлечь внимание сыновей от дележки власти и предлагает им найти невест.
Дальше происходит знаменитый эпизод со стрелами. Все сыновья получают по невесте.
А затем начинает твориться нечто любопытное: царь испытывает невесток, давая им разного рода задания, причем они должны решать свои задачи в "авральном режиме".
Вот это одна из неразгаданных тайн сказки. Обратим внимание, что все эти испытания описываются очень долго, детально...
У меня подозрение, что царь просто решает, какой из трех пар завещать престол. Из-за этого весь сыр-бор.
Увидев, что Василиса и Иван с заданиями справились, чаша весов склоняется в их пользу.
А что, одним только экспортом бесшовного белья и ковров, которые Василиса изготовляет виртуозно, можно знатно бюджет страны пополнить.
(Я не шучу насчет бесшовного белья: в сказке почему-то подчеркивается, что Василиса изготавливает рубашку без швов.)
Возможно, все эти "соревнования" - красивое иносказание подковерной борьбы в гареме. Наверное, в реальности все было куда жестче, но в сказке "жены шехзаде" ограничиваются выпеканием хлеба и шитьем одежды.
Итак, Василиса блестяще справляется со всеми заданиями, но Иван сжигает шкурку.
После этого разгневанная Василиса убегает к Бабе-Яге. Иван, пройдя испытания, возвращает супругу домой. И вот тут-то - самое главное:
И для их возвращения сделал король великий пир, и после того отдал правление своего королевства Ивану-богатырю и сделал его вместо себя королем.
Что ж, самый честный вариант истории, без романтического флера...
В статье рассматривается вариант сказки из сборника Петра Тимофеева "Сказки русские"(1787)