Найти тему
Канал карикатур

Почему Комитаса часто рисуют рядом с храмом Рипсиме

Дорогие друзья, сегодня День рождения великого Согомона Согомоняна, музыковеда Комитаса. Начнем беседу с одного из самых известных портретов.

Егише Тадевосян, "Музыковед Комитас" 1935
Егише Тадевосян, "Музыковед Комитас" 1935

Друг Комитаса, Егише Тадевосян, сделал первый эскиз к этому полотну в 1903 году, еще во времена "Вернатуна". Но работу не закончил, а затем начались тяжелые дни, Геноцид. Тяжело больной Комитас доживал свои дни в парижской клинике. А в 1935 году скончался. Опечаленный художник завершил работу. Сегодня этот портрет можно назвать каноничным, так как вдохновляет многих других художников.

Почти у каждого армянского художника есть портрет Комитаса. Удивительного в этих картинах то, что он каждый раз разный, но при этом всем очевидно, что это, он Комитас. Так вот. У этих портретов существуют определенные символы, особый язык. Их много. Сегодня мы поговорим о том, почему музыковеда част изображают рядом с храмом святой Рипсиме.

А теперь раскроем секрет псевдонима "Комитас".

Сурен Пипоян "Комитас" 1976
Сурен Пипоян "Комитас" 1976

Здесь мы видим, как Комитас с нотами в руках покидает храм Рипсиме, который невозможно перепутать нис одним другим храмом. Даже тонкие ниши в стенах можно разглядеть!

И все же, те кто бывал в городе Вагаршапате и посещал монастырь Эчмиадзин, справедливо заметят, что ландшафт там совершенно иной. Вокруг храма - сад, остатки крепости, а теперь уже и множество домов. А у Пипояна холм, с выжженной солнцем травой. Почему?

Это - метафора одиночества Комитаса. Особенно последних дней его жизни. У Саркиса Мурадяна также есть работа, где Комитаса стоит среди обломков зданий посреди безлюдной равнины.

Но это не все. храм Рипсиме напрямую связан с псевдонимом. Комитас, это имя одного из армянских католикосов, Комитаса Ахцеци. Того самого, который в 618 году воздвигнул храм Рипсиме. Посмотрите, какое интересное решение у Ваана Хореняна:

Ваан Хоренян, "Комитас" 1969
Ваан Хоренян, "Комитас" 1969

Комитас стоит среди развалин храма Звартноц. Разрушенный в Х веке, на этой картине он символизирует Армению, разрушенную уже в эпоху Комитаса, в начале ХХ века. Он касается пальцами колонны, как будто играет на фортепиано, а за его спиной, на самом горизонте виден храм Рипсиме.

По ссылке - подборка портретов Комитаса.