Найти тему
Высота

33 несчастья для одной посадки на аэродроме в Кабуле

Пилоты Александр Касаткин и Анатолий Фоменко 12 июня 1990 года осуществили посадку поврежденного самолета Ил-76. Приземление самолета проходило без:

  • Связи;
  • приборов;
  • двух двигателей левого крыла;
  • рекомендаций конструктора;
  • давления в гидросистеме, что означает без:
  • Шасси;
  • Механизации крыла;
  • Тормозов;

У них были:

  • Самолет, с посадочной массой 152 тонны, из которых 50 тонн топлива;
  • дыра в фюзеляже, размером 2,5 на 1,5 метра;
  • сложный эродром Кабула, расположенный на высоте 2000 метров над уровнем моря;
  • только одна сторона для захода на посадку;
  • только визуальные ориентиры;
  • парашюты, которыми они не воспользовались;
  • большой опыт работы в гражданской авиации.

-2

Справка: Командир воздушного судна Касаткин Александр Кириллович, старший пилот-инспектор управления личного состава Министерства гражданской авиации СССР, пилот 1 класса, участник боевых действий в республике Афганистан, кавалер ордена «ЗА ЛИЧНОЕ МУЖЕСТВО» СССР, высшей награды Афганистана, ордена «ЗА ХРАБРОСТЬ».

Воспоминание главного героя произошедшего события:

Для меня это был очередной полет на Кабул, 102 рейс в Афганистан. За мной был закреплен Ил-76 МД, маршрут знаком, пару раз в неделю мы с экипажем туда летали.

Обычно мы отправлялись вторыми, ранним утром уходил пассажирский лайнер, но в этот день было иначе. Первый борт задержался по техническим причинам, а мы стартовали по их графику.

Как потом стало понятно, целью моджахедов был пассажирский Ил. Опускаю подробности проверки, согласования, взлёта, да и самого полета до момента связи с диспетчером Кабула.

Ещё на высоте 10 тысяч вошли в зону контакта с аэродромом, получили информацию по условиям нашего приема и разрешение на заход и посадку.

Идя на снижение поручил бортрадисту с высоты 6000 начать отстрел тепловых ловушек по обе стороны борта. Мы входили в район наибольшей угрозы от поражения американскими ракетами Стингер.

-3

На высоте 7500 раздается сильный хлопок слева и происходит разгерметизация кабины. Шум, ветер. Первая мысль птица разбила фонарь, но бортрадист кричит: " У нас попадание".

Отключаем автопилот, в такой ситуации на него надежды нет. Рули действовали, но вяло. Штурвал стал тяжёлым, но самолёт замечательный, продолжал слушаться. Держали вдвоём с Анатолием Фоменко.

Мне доложили об огромной дыре в фюзеляже, в которую все высасывали как пылесосом. Начали оценивать ситуацию. Связи с землёй нет, хорошо хоть внутренняя работала.

-4

Выслушал доклад от Черемных Владимира, бортинженера, в гидросистеме нулевое давление, шасси не сможем выпустить и остановка двух двигателей левого крыла.

Дублируем выключение. Безрезультатно. Экипаж борется с огнём. Запах горящих жгутов проводки. Задымленность добралась до кабины. Свежо, а дышать нечем.

Идём на механическом управлении, чтобы было понятно, 100 кг нагрузки на управление рулём поворота и 75 элеронами. Обрадовался входящему штурману, как его не вытянуло наружу, дыра полтора на два с половиной.

-5

За месяц до этого дня сбили другой Ил с иркутским экипажем. Никто не выжил. Пресвятая Богородица! Семья, и не у меня одного… Как ни сложно, принимаю решение. Будем сажать на брюхо.

50 тонн топлива в крыльях, сливать нельзя, вспыхнет сразу, ведь мы летим искря во все стороны. Бортоператор слегка открыл грузовую рампу, вытянуло дым, стало легче дышать. Из приборов работают только указатели скорости и высоты.

  • Садимся на гладких крыльях. Поясню. Для того чтобы безопасно сесть в Кабуле надо нырнуть прямо перед аэропортом. Могут ведь и добить. А это значит скорость при посадке будет выше нормы.

В обычной ситуации мы её гасили выпуская всё что можно: шасси, элероны, но сейчас, без давления в гидросистеме этот вариант отпал сразу. Рискуя, заранее пошли на снижение.

-6

Нам с тяжёлыми рулями надо попасть в створ полосы. Но сначала надо дотянуть до безопасной 11-ти километровой зоны воздушной гавани, пройти горы на высоте удобной для атаки.

Проскочили без дополнительных сюрпризов от моджахедов бывшего министра обороны Танакая, предавшего Президента Наджибуллу. Готовили только одну ловушку. Они нас со скалы достали, поднялись на 4500 метров.

Самолёт затягивает разворот, ещё одно нарушение схемы захода на посадку. Предупреждаю экипаж о том, что садимся на грунтовую полосу, на бетонке гарантирован взрыв. В крыльях топливо.

-7

Упёрлись с Анатолием, что есть силы, самолёт не подворачивает. Промахивается. Скорость 400. Прямо по курсу дорога на Баграм, уже собрались было на неё, как пошли рули. Подравняли на полосу.

Держим 370, чтобы не клюнуть. Говорю ребятам привязаться и упереться. На этой полосе нас не ждали. В её начале ямы от взрывов. Протягиваю дальше. Дёрнуло влево.

Это из-за неисправности левых моторов. Команда: "Двигатели 0, самолёт обесточить!". Шорох воздуха по фюзеляжу сменился скрежетом по грунту. Можно вздохнуть. Самое страшное позади.

-8

Пропахали 800 метров. Позже расшифровка самописцев самолёта показала скорость на глиссаде 375 и 350 при касании с перегрузкой 1,4 g. Отлично даже для обычного полёта. Здравствуй международный аэродром Кабул.

Весь экипаж наградили орденами "За личное мужество". Странная уравниловка в Указе Михаила Горбачева. Вклад в содеянное слишком различный. Пилоты были достойны большего.

-9