когда посмотрела оскароносный "Ла-ла Ленд", ничего о нем не написала. отложила на неопределенное время или навсегда. потому что о нем только ленивый не писал, только равнодушный не рыдал. даже я, вроде как не слишком сентиментальная, вынуждена была признать, что фильм из очень банальной истории выжал максимум эмоций с помощью всяких хитрых режиссерских и операторских приемчиков, удачно задействовав музыку и танцы.
а потом увидела не слишком новую мелодраму "500 дней лета" и вспомнила "Ла-ла Ленд", потому что эти истории чем-то похожи.
фильмы, конечно, очень разные по стилистике, по восприятию.
"Ла-ла Ленд" - романтическая стилизованная драма, очень своеобразная по цветовому решению - как будто раскрашенная яркими фломастерами, и такая немного сказочная, микс эпох и нравов.
"500 дней лета" - гораздо проще, никакого пафоса, очень бытовое и повседневное по стилю кино, весьма ироничное. все строится на нюансах, мимолетных взглядах и настроениях, тем не менее эмоционально трогает ничуть не меньше (а меня гораздо больше).
Ла-ла Ленд
La La Land
2016, режиссер Дэмьен Шазель
девушка, мечтающая стать кинозвездой, встречает начинающего музыканта. сначала они немножко ругаются, потом интуитивно подбирают друг к другу некий код и начинают успешно взаимодействовать, помогать, поддерживать и отлично друг друга понимать.
у них много общего, они обаятельны и талантливы, судьба их не балует, но оба полны надежд и решимости. и они не могут не полюбить друг друга, не танцевать в карикатурных штиблетах на фоне ночного неба и не пожить вместе в зеленой комнате - до тех пор, пока не станет ясно, что их жизненные курсы не могут совпадать по совершенно естественным причинам. когда у нее по графику пapижские подмостки, у него тур по Штатам, и курс на сближение неумолимо поломает карьеру одному их них, а то и обоим.
в финале - через пять лет - мы наблюдаем встречу бывших влюбленных. она успешная актриса, у нее любящий муж и прекрасное дитя. у него джаз-клуб, о котором он мечтал, под названием, которое она придумала.
но режиссеру мало показать зрителю встретившиеся глаза, полные любви и сожаления. он придумывает для нас красиво сделанный фальш-флешбек о том, как могли бы жить вместе Мия и Себастьян - готовить ужины, ждать ребенка, вместе следить за его первыми шагами, обнимать друг друга на соседних подушках. вот это несбывшееся - самая ударная часть фильма, кого угодно заставит вспомнить что-то свое и утереть слезу.
а потом Мия говорит мужу - пойдем, берет его под руку и уходит в свою красиво обустроенную жизнь. оставив Себастьяна в его вымечтанном кафе, одинокого и окончательно потерявшего надежду на любовь.
Мия - Эмма Стоун, с огромными глазами, хрупкая и трогательная, но со стальной арматурой внутри. здесь она весьма декоративна, несмотря на то, что изрядно гримасничает и плоховато танцует. ей идет эстетика этого фильма - непонятная эпоха, этакие пятидесятые со смартфонами в карманах.
Себастьян - Райан Гослинг. по типажу довольно приторный красавчик (когда не машет кулаками, но это не тут), но он так достоверно подыгрывает Эмме, его долгий взгляд в финале содержит столько электричества, что нельзя не верить ему.
500 дней лета
(500) Days of Summer
2009, режиссер Марк Уэбб
симпатичный несостоявшийся архитектор в небольшой рекламной компании занимается придумыванием открыток. в фирму приходит новая секретарша, и Том немедленно влюбляется в Саммер - так начинаются его "летние" 500 дней.
дни старательно пронумерованы, а потом расброшюрованы и перемешаны. а часть просто потерялась, так как не имела каких-то особых событий. поэтому в самом начале мы уже знаем, что лето кончится, а вот почему - раскрывается постепенно.
Саммер с самого начала организует вокруг себя френдзону, помещая туда влюбленного копирайтера, но видимо, в правила френдзоны у нее входит и близкая связь. а кроме того, с Томом у нее много общего - любимая музыка, какие-то ключевые понятия, и кажется, что вот оно - счастье. парнишка уже танцует на всю улицу, а она так и не поняла, то ли он нужен ей навсегда, то ли просто украшает текущую повседневность.
а потом герои расстаются - по инициативе Саммер, конечно. случайная встреча на чьей-то свадьбе ничего не меняет - расклад остается тем же. и когда герои встречаются еще раз спустя время, Саммер оказывается замужней, бeрeменной и вполне счастливой. а Том - по-прежнему влюбленным в Саммер. и кстати, сделавшим наконец карьеру архитектора.
и во все это вплетено достаточно песен и танцев, в том числе и в исполнении героев, не таком уж плохом, кстати.
Саммер - Зоуи Дешанель. в меру симпатичная, очень естественная, такая штучка, уверенная в себе и своем обаянии. мне понравилась ее игра, но я не верю, что можно вот так просто поматросить и бросить такого Тома. потому что:
Том - Джозеф Гордон-Левитт - самое лучшее, что есть в этих двух фильмах. я и смотрела-то ради него. наша старая любовь времен "Третьей планеты от солнца". мальчик растет и ни разу не разочаровал. в нем нет никакой липкости и сладости, его внешность довольно специфическая, но он прекрасен.
*****
такие дела. девушки перебирают кавалеров, а потом, поматросивши тех, кто их любит, находят других. а парни почему-то не находят, и в их сердцах только работа и потерянная любовь.
но дело не в том, что концовки у фильмов так похожи. нет.
дело в том, как говорит Том, что все эти вещи - сходство вкусов, одинаковые взгляды на мир, кодовые словечки и те черточки, по которым люди сразу определяют своего и бросаются к нему, как будто знали друг друга сто лет - не имеют значения.
мы-то думали, это залог долгого счастья. родство душ. когда случайно оказывается, что мы с этим человеком можем танцевать так, как будто всю жизнь репетировали, и в унисон поем те песни, которые независимо друг от друга любили с детства - все это ничего не значит. это так, приятно провести время, дружить, например.
а когда ребром встает вопрос о выборе человека на всю жизнь, надо совсем другое. и никто не знает заранее, что это будет.
существенная разница только в том, что Мия на самом деле как бы любила Себастьяна. по крайней мере, подтверждала это чувство, и финальные кадры этого не отвергают. она просто выбрала то, с чем ей легче жить так, как она хочет.
а Саммер сразу обозначила границы. но она дала надежду Тому, который полагал, что раз они так подходят друг другу, то у них непременно все сложится. напрасную, но разве она виновата?
а вопрос о том, как все это скажется на будущем героев, остается открытым.