Ибн Рузбехан родился в 1457 году на юге современного Ирана. Перс по национальности. Несмотря на то, что большинство персов было шиитами или зороастрицами Ибн Рузбехан был убежденным сунитом, что вынудило его уехать из Ирана.
В 1506 году Ибн Рузбехан прибыл ко двору правителя государства Шейбанидов - Мухаммеду Шейбани и стал его придворным историографом. К этому времени отношения между Шейбанидами и казахами сильно обострились. Казахи в 1503-1507 году совершили ряд нападений на Маверанахр, с целью банального грабежа. Также и сам Мухаммед Шейбани стремился к контролю над Великой Степью. Повод для войны был найден.
В 1508-1509 годах Мухамед Шайбани совершил ряд походов в казахскую степь. Вместе с ним был и Ибн-Рузбехан, который написал после участия в них сочинение "Записки бухарского гостя". Это сочинение считается наиболее полным описанием Казахской Орды того периода. И самым первым!
Между прочим Ибн Рузбехан был против войны с казахами и всеми силами стремился отвратить Мухаммеда Шейбани от нее. Главным врагом как правоверный суннит он считал тюрков-кызылбашей, владевших Ираном.
В конце концов историку удалось убедить Шейбани пойти войной на кызыблашей. Именно в битве с ними и погиб Мухаммед Шейбани
Но до своей гибели Мухаммед Шейбани совершил походы в Великую Степь. И здесь появляется первая историческая загадка, связанная с казахскими султанами. Считается, что хан Казахской орды Бурундык успешно противостоял нападениям Шейбанидов. Но в то же время считается, что он оставил все дела во время походов последнего и уехал в Самарканд (столицу государства Шейбанидов), где и умер в 1511 году.
Явная несуразица!
Скорее всего Бурындык потерпел поражение от Шейбани и был захвачен в плен. После него успешное сопротивление организовал казахский султан Касым. Тем более о разгроме ставки Бурындыка пишет и Ибн Рузбехан. Правда он ничего не написал о пленении. Но это возможно связано с какими-то договоренностями об обмене или же высоким статусом плененного как чингизида.
Ибн Рузбехан оставил весьма точные сведения о делении казак-узбеков:
“Три племени (***) относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты, и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые известны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангиты, а [из] них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном (т. е. с Каспийским морем. — Р. Д.), другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племен находятся в постоянных распрях друг с другом, и каждый посягает на другого. И когда побеждают, то продают друг друга, уводят в плен. Имущество и людей [своего противника] они в своей среде считают дозволенной военной добычей и никогда от этого [правила] не отступают... Во всех этих родах очень много уважаемых ханов: каждый род великих и именитых [из] потомков Чингиз-хана называют султанами, а того, кто знатнее их всех, именуют ханом, то есть самым великим из государей и правителей их, которому они оказывают покорность”.
Упоминает он и о способах войны казахов, говоря что они в основном защищались, стреляя из луков и избегая открытых нападений. Это свидетельствует о том, что казахи к тому времени не смогли создать тяжеловооруженную конницу и основной упор делали на маневренную войну. избегая прямых столкновений.
Основным камнем преткновения между казак-узбеками Ибн Рузбехан считал присырдарьинскеи города. Кто владел ими тот и получал налоги с купцов. Присырдарьинские города остались за казахами, что послужило основой экономического процветания Казахского ханства на два века вперед.
Рассказал Ибн Рузбехан и о том, что после неудачного (написано в сочинении удачного) похода Мухамед Шейбани запретил под страхом смерти торговлю с казахами всем купцам Маверанахра. Этот непопулярный указ канул в анналы истории после скорой гибели Шейбани. Между прочим доподлинно неизвестно как погиб Мухаммед Шейбани. Вполне возможно, что это устроили купцы. Опасно вставать на пути этих дельцов.
Сам Ибн Рузбехан прожил долгую жизнь и умер в 1524 году.