Письмо Манфреда Хана своим родителям от 28.05.1944
«Дорогие Родители!
Сегодня в Пятидесятницу после обеда я решил еще раз написать Вам письмо. Все так ужасно грустно и скучно, и вот я опять думаю о письме. Так что я хочу доставить вам хотя бы небольшое удовольствие, предоставив вам несколько строк.
Сегодня стоит прекрасная погода. Это, конечно, особенно радует нас, потому что иначе мы бы вообще не заметили праздника Пятидесятницы, что добро или зло лучше выражается на родине.
Будку мы красиво украсили майской зеленью - в подарок от фюрера каждый получил по 12 сигарет и ¼ литра красного вина.
Сегодня вечером нам предлагают спектакль, а вчера наш батальон был в кинотеатре. Мы смотрели красивый и захватывающий фильм: «Криминальный комиссар Эйк».
Сегодня утром у пруссака был большой день стирки - все стирали носовые платки, чулки, рубахи и трусы. Обед не был праздничным, он был очень скудным, зато на ужин мы будем есть торт Адольфа Гитлера - Комисброт.
Кроме того, у нас должен быть свободный час после еды, так что аппетит уже прошел. Вообще-то это прекрасная тактика - со здоровьем у нас все будет в порядке, на что и вы надеетесь.
К сожалению, у нас еще нет номера полевой почты, поэтому мы не можем получать письма и ничего не знаем, что происходит в Берлине, какой район снова подвергся бомбардировке.
Кстати, на следующей неделе мы снова уедем отсюда, наверное, в среду или четверг.
Скорее всего нас отправят на войсковой полигон Милец, который находится здесь, неподалеку. Оттуда мы должны добраться до партизанской операции и получить номер полевой почты. Но я до сих пор в это не верю, потому что это, наверное, опять поиск каких-то деревенщин, как это всегда бывает, когда что-то происходит.
В любом случае, это дало бы мне все остальное, поскольку мое единственное желание-как можно скорее выбраться на фронт. Я хотел бы пройти 9 полных месяцев подготовки новобранцев, а также 6 недель в качестве лидера группы, что, безусловно, имело бы большую ценность, обучаясь, познакомиться с чем-то иным, кроме казарменной жизни.
На фронте я хочу применить свои навыки на практике. Но прежде всего, доказать мою позицию и лидерство и заручиться наградами. Я считаю, что папа, как бывший профессиональный солдат, лучше всего понимает меня в этом вопросе. Как одиночка и в ранге самого мелкого мушкетера я хочу в навязанной нам войне представлять идею фюрера для Германии и, если она решит мою судьбу, пожертвовать своей жизнью.
Именно здесь, где изо дня в день упрямо, не задумываясь и не напрягая своего духа, делают одно и то же. Мне приходит в голову, что в армии я испытал величайшее мое разочарование и никогда не останусь солдатом, что для меня это все потерянное время. Как же хорошо было бы на свете, если бы мы не знали войн, если бы каждый мог заниматься своей профессией и устраивать свою жизнь так, как ему нравится.
Но для этого нам остается только одно-терпеть и уповать на фюрера. Не устами же нам спорить, а только к часу готовиться - эта поговорка популярна в нашем солдатском доме и относится как к фронту, так и к Родине. Будем надеяться, что решающий час принесет нам победный конец.
Теперь я хочу закончить, потому что еще хочу поздравить тетю Ханну с Днем рождения. Передайте привет тетушке Лотте и всем остальным родственникам.
В надежде, что мое желание скоро сбудется, я сердечно приветствую и целую вас
Ваш Сын Манфред».
оригинал письма