Найти тему
DA Stereo

Петр Квортруп (Audio Note) о стриминге, R2R ЦАПах и конденсаторах Black Gate — часть II

Это вторая часть интервью. Первую часть читайте тут.

Читаем по ролям.
Действующие лица те же: Питер Квотруп (ПК), Михаил Мартынов (ММ)

Питер Квотруп (ПК), Михаил Мартынов (ММ)
Питер Квотруп (ПК), Михаил Мартынов (ММ)

ММ: Насколько близок к производству ваш новый виниловый проигрыватель?

ПК: Мы изготовим штук 10 к июню, как предпродажные образцы, что бы все окончательно проверить, затем сделаем первую партию из 100 штук. Думаю начнем в Августе-Сентябре (2018). Одной из вещей, на которую мы наткнулись при нашем подходе дуализма… Изначально… (много шума, тяжело расслышать о чем он) и блок питания G на самом деле просто цифровой генератор импульсов с усилителем. Хорошего качества генератор, хорошего качества детали, хорошего качества блок питания, но это все равно цифровой генератор импульсов. У нас был разговор за кофе и Энди сказал “ты знаешь, есть какой-то резон в том, что бы рассмотреть даст ли применение аналогового генератора какую-нибудь разницу”. Хорошо. Мы пригласили инженера-разработчика и он смастерил нам похожий аналоговый. На следующий день схема уже работала. Вообще-то это было совсем не смешно, потому как выглядело как птичье гнездо. Как, черт возьми, ему удалось все подключить и заставить работать я решительно не понимаю. Там было сотни полторы деталей и куча проводов. В общем мы заменили цифру аналогом. Разница от его применения в виниловом проигрывателе была феноменальной. Все что схема делала - подавала напряжение, частоту и ту же силу тока. Те же самые значения. Хотя по правде цифра не может подавать те же самые и аналог. Почему можно услышать эту разницу, а она довольно серьезная, я могу продемонстрировать. У нас есть Audio Precision 555, абсолютный топ в визуальном измерительном оборудовании, который только можно купить за деньги. Чудовищно дорогой. И мы на нем пытались увидеть эту разницу. Увеличили разрешение. Цифровой синус выглядит вот так, ступенчато. Аналоговый же гладкий. Разница прослушиваема. Но мы сделали кое-что другое. Нам стало интересно, можно ли услышать разницу от применения двух разных резисторов в одинаковом аналоговом включении, мы попробовали разные 1W резисторы, нихромовые и танталовые (все еще магнитные). Разница между ними была неким базисом, который оказался больше чем разница между аналогом и цифрой. Но это не имело смысла. Если смотреть на это с обычной точки зрения - нет смысла. Тогда мы еще увеличили разрешение, увеличили (residence) и достигли точки где мы увидели спектральный шум обоих. Он сильно отличался. Тогда мы еще до предела подняли разрешение, спектральный шум перестал так сильно отличаться, но все еще был не одинаковым. На что мы смотрели - я не знаю. Нет никакого способа определить почему спектральный шум резистора так сильно влияет на качество звука и эмоциональность, не смотря на то что ты подаешь ту же самую частоту, напряжение и ток. Весьма интересно. Я имею в виду что просто понимание того что он влияет… сможет сподвигнуть тебя копать глубже, понимаешь? По крайней мере это говорит нам “хорошо, возможно то что там происходит, происходит ниже этого шума или в нем самом”. Вот как это предлагаешь измерять? У нас скоро будет семинар в Кэмбриджком Университете и еще в одном техническом колледже, где будет знакомый профессор и он пообещал, что у них есть какое-то интересное оборудование, которое поможет нам туда заглянуть.

Но давай вернемся к ЦАПам. Существует много способов сделать R2R лесенку. Как я уже говорил, обычный способ, который все и используют очен неэффективен. Он может хорошо звучать, в зависимости от того, насколько хорошо ты его сделал. Логические затворы, которые ты выбираешь очень сильно влияют на итоговый звук. Качество самих резисторов очень влияет на звук, что опять же довольно интересно - почему и как? Почему нихром так сильно отличается от тантала? Почему магнитный резистор звучит не так как немагнитный?

ММ: Может быть достаточно это просто знать и выбирать лучшее?

ПК: Нет и еще раз нет. Но конечно, я дам тебе возможность выучить эту разницу, а затем ты чисто интуитивно начнешь разрабатывать что-то свое и очень быстро упрешься в стену, как только попытаешься провести измерения. У тебя образно будет очень короткий участок измеряемой дороги. Все остальное - чистая интуиция и прослушки, с помощью чего ты и будешь определять делать так или иначе, получилось ли у тебя или тупик. Это тоже случается, да. Но ты знаешь, мне принадлежит небольшая часть виноградника во французском Бордо, вместе с 400 другими собственниками я навестил его в прошлые выходные. Там проходило ежегодное собрание с концессионером кому все принадлежит. Нам дали по несколько бутылок вина на пробу, оно оказалось очень хорошим, все были такими дружелюбными, с радостью общались друг с другом… Изготовление вина во многом похоже на производство аудио оборудования, прямо вот сверху до низу, потому как это та же самая оценка - какие комбинации дадут тебе лучший результат.

ММ: Очень сложно измерить

ПК: Скорее невозможно измерить, что само по себе удивительно. В общем у нас с хозяином состоялся довольно интересный разговор. Мы конечно под конец немного перебрали, превысили малехо норму. Ну ладно, следующий вопрос.

ММ: Я думаю мы закончили с цифрой, давай немного о технической стороне. Почему на уровне OTO/SORO нет моноблоком и предов?

ПК: Проблема стоимости, это просто не выгодно. Сам посуди - возьми два блока питания, два всего - цена взлетит, а разница между таким вариантом и например Conqueror будет незначительна. Оно того не стоит.

ММ: Ну да, еще возникает проблема веса. Все будет очень тяжелым, даже не в цене дело

ПК: Обычный Quest не такой уж и тяжелый, они здесь кстати вроде есть. Как доказательство. Все что ты скажешь будет использовано против тебя, ха-ха.

ММ: Вы упомянулии ранее Кондо, так вот Кондо почему-то не использовал конденсаторы Black Gate?

ПК: Да, он не любил их

ММ: А почему вы пошли другим путем?

ПК: Выбрал Black Gate? Да потому что мне они показались лучше. Кондо был довольно забавным, все его проекты, на мой взгляд, имели очень простые блоки питания и схемотехнику, а Black Gate… Для начала ему не нравилась их цена, он считал ее очень высокой. И когда он их у себя прослушивал, он никогда их нормально не прогревал, а они очень долго греются. В общем если взять усилитель, поставить туда Black Gate и включить, слушать; а потом туда поставить Cerafine и так же включить и слушать - он спрашивал “зачем мне платить в 4-6 раз больше, если они звучат одинаково?”. Конечно же с прогревом Black Gate будут звучать лучше, так же как и Cerafine. Но если смотреть на график - Black Gate будет насыщаться очень долгое время, тогда как Cerafine быстро достигнет максимума и все. В этот момент Black Gate начнет выигрывать. Это как автомобильные гонки двух машин - одной с маленьким двигателем, небольшим весом и другой тяжелой, с мощниым двигателем. Более легкая машина сначала вырвется вперед, но затем большая ее догонит и перегонит. Очень похоже.

ММ: А потом будет вопрос - как тормозить?

ПК: Ну конечно вы просто вмажетесь в стену

ММ: У вас все еще большие запасы Black Gate?

ПК: У меня есть все ключевые типы, которые мы используем, возможно хватит еще лет на 5. Да, я купил партию почти на миллион фунтов, когда их перестали выпускать.

ММ: А склад большой?

ПК: Места они не очень много занимают. У нас складское помещение чуть больше этого, все забитое стеллажами с Black Gate.

ММ: Почему вы не любите пассивные регуляторы громкости или пассивные преды?

ПК: Из-за проблемы импеданса. Знаешь, если меняешь импеданс, например выходной импеданс у преда, он изменяется в зависимости от выбранного шага. Тем самым вы изменяете нагрузку преда, что на мой взгляд не очень хорошая идея. Я так же не люблю трансформаторные регуляторы громкости по этой причине и нескольким другим. И это… Если посмотришь - здесь у нас обмотки. ТРГ это по сути последовательность катушек. Тебе нужно подсоеденить их сюда, берешь одну и соединяешь с другой, потом еще и еще. В каждой разное количество катушек. Что потом происходит - из-за неравномерного намагничивания сердечника все катушки дадут тебе разную АЧХ и фазовый отклик. Когда мы переключаемся на другую, т.е. по сути идет примитивный сдвиг фазы и так у каждой. Это четко слышно. В общем, тебе нужно использовать очень тонкие проводники, огромное их количество. Есть более изящные способы решения проблем, но почти все они весьма затратны. Я не буду рассказывать что мы их успешно решили. У нас будут пульты управления, гораздо лучший звук и предсказуемое поведение - самый сок, вы это увидите через пару лет, когда они выйдут на рынок. А пока я ничего не говорил.

ММ: Если Black Gate снова будут выпускаться, вы будете их использовать?

ПК: Конечно. Для полноты картины, здесь со мной были два человека, менеджеры по продажам из Rubycon и еще одной японской компании, мы с ними провели достаточно много времени, обсуждая проблемы возобновления производства Black Gate. Главной проблемой на текущий момент является то, что за гранью возможностей Rubycon - производство бумаги. Если взять любой Black Gate и открыть, то вы увидите сто бумага равномерно покрыта ровным темным слоем. Идеально равномерно. А вот бумага от нового поставщика такой равномерностью похвастаться не может и даже по цвету отличается. Плотность графитовых частиц разная. Потому сейчас нормально не работает. Точнее работает, но преимуществ никаких нет. Вот эту проблему сначала и нужно решить.

ММ: Очень, очень странно что такие хорошие конденсаторы нельзя воспроизвести

ПК: Поверь - это произойдет. Может занять год, два, но то что произойдет - гарантирую. Вот вообще не сомневаюсь. Сейчас в этих компаниях идет смена управления, потому что человек который основал Rubycon умер в прошлом году и у него не было родного сына, только внук. А внук пока не соглашается с тем что компания идет не верным курсом.

ММ: Хорошо, почему одни платы внутри аппаратов зеленые, а другие красные?

ПК: Потому что это просто цвет паяльной маски, вообще ни с чем не связан. Просто разные поставщики

ММ: Но вы их иногда меняете?

ПК: Один из моих поставщиков недавно разорился. Нам пришлось его заменить, т.к. выбора не было. К сожалению, это не так уж редко и бывает…

ММ: А что насчет виниловых версий акустики и столов? Там тоже проблемы с поставщиками корпусов?

ПК: Все проще. Поставщики корпусов у нас в Дании и у них очень старый деревообрабатывающий станок из Италии, ему уже лет 35 наверное. А его мозг, очень древний компьютер, не так давно отдал концы. Наконец-то. Проблема в том, что за все это время они так и не нашли кого-нибудь кто бы полностью перенес процесс обработки на новый станок. Там реально никто не знал как все работает и почему. Сейчас такие передачи даже на Youtube есть. Там делают умные машины - вы просто с одной стороны заталкиваете доски, и она буквально сама собирает корпус, вырезает нужные дырки, все склеивает, пи_здец как потрясно. Это надо видеть. Невероятно! Механическое чудо, которое было убито куском электроники. Бойтесь! Был один автор, не помню кто. Он написал знаменитую книжку “The War of the Roses”. Или не так называлась, короче чего-то там про розы, уже не помню. Но когда он умирал, он написал послание на полях этой книги прямо перед своей смертью. Послание человечеству. “Бойтесь компьютеров. Они уничтожат человечество!”. Сейчас я уже не думаю что он шутил. Не знаешь Ted Kaczynski? Его называли “Unabomber”. Он был тем парнем, который отправлял посылки с бомбами и взрывал профессоров и ученых, тех кто работал над высокими технологиями. Но далеко не многие понимали что он сам был величайшим ученым, его специализация была по определенным логическим последовательностям, в общем он логикой занимался. Возможно величайший в своем поколении. Его манифест включал в себя весьма страшные вещи, потому что они происходили как раз в то время (это были 80е), и был один параграф, в котором он говорил “Мы даже не предполагаем что машины преднамеренно возьмут над нами власть. Человечество погрузится в тотальную зависимость от машин и решения, принимаемые машинами будут настолько сложны, что ни один человек не сможет их понять. Вот тогда-то у машин и будет абсолютная власть, т.к. их отключение будет сравнимо с попыткой самоубийства”. Если подумать, для человека его времени это была сложнейшая логика. Она мне очень нравится. У меня даже есть копия его манифеста. Я даже наверное попал из-за нее на прицел какой-нибудь ЦРУ, ха-ха. Никогда не знаешь…

ММ: Поехали дальше. Вы заявляете что ваша акустика универсальна в плане музыкальных жанров

ПК: Абсолютно. И есть простое объяснение. Акустика реагирует на электрические сигналы. Она не знает что это за сигналы, потому она на них реагирует или нет. Очень просто.

ММ: Но есть же скажем гоночные автомобили

ПК: Нет, плохая аналогия. Вот некоторые почему-то говорят “эта акустика хороша для классической музыки или рока”. Это потому что окрас, которые имеет та или иная акустика не проявляется с музыкой этого типа. Это не значит что акустика точная, это просто значит что она не имеет окраса или же окрас маскируется типом прослушиваемой музыки

ММ: Так значит что ваша акустика без окраса?

ПК: Нет и еще раз нет. Не бывает акустики без окраса. Но окрас достаточно минимальный и акустика имеет - широкую АЧХ, приличный динамический отклик и легко раскачивается, т.к. нагрузка будет относительно постоянной. Хотя не бывает ничего постоянного. Мы смотрим на частотку, разрабатываем свои усилители что бы они соответствовали акустике насколько это возможно. Это значит что передача энергии, динамическая передача энергии - между вторичной обмоткой выходного трансформатора и акустикой была настолько хороша, настолько это возможно.

ММ: Планы по выпуску новой акустики?

ПК: Ага. Не совсем. В данный момент мы копируем Snell тип С, это 3х полоска и мы думали скопировать Snell тип 1, хотя и слишком поздно, но это двухполоска с 1" куполом и 10" мидбасом. Большой корпус, но не слишком. Это вообще очень интересный дизайн. Потому как обычно акустику делают стандарной. Твитер здесь, вуфер здесь, рядом. При таком дизайне излучение звуковых волн идет вот так, с весьма характерной трактрисой. А что интересного про эту акустику - Питер Снелл каким-то образом добился иного распределения излучения наверху поместив твиттер совсем внизу! Какого черта оно вообще звучит?

ММ: Странно

ПК: Это и есть соль - энергия, приходящая в комнату распределяется способом, который не объясняет обычная теория! Очень, очень уникально. У меня есть две пары его оригинальной акустики.

ММ: Люди хотят и спрашивают новую акустику довольно давно

ПК: Не забывайте что мы продолжаем дорабатывать и улучшать существующие модели. Знаешь, оборудование на котором у нас происходит подбор, мы его спроектировали совместно с одним парнем, он инженер из Палестины, работал у меня много лет, но сейчас живет в Иордане и у него своя компания, которая пишет ПО для очень сложных систем мониторинга влажности и температуры для банков и вообще… Мы просто взяли его старое ПО 10и летней давности и переписали под себя. Сйчас это 3е ее поколение, он в данный момент делает нам 4е. Оно позволит нам делать более точный подбор. Потому что за это время мы сильно продвинулись в магнитных материалах, у нас появились коноплянные диффузоры вместо бумажных. Мы изменили способ намотки звуковых катушек, много других вещей совершенствуются.

ММ: На ваш вкус коноплянные диффузоры лучше?

ПК: Я думаю что они заметно лучше. Это более неравномерный материал нежели обычная бумага. Однородные материалы имеют гораздо бОльшие пики и резонансы. Неоднородные же самодемпфируюся значительно больше и соответственно гораздо лучше контролируют различные резонансы. Волокна конопли которые мы используем, значительно длиннее тех, что используются в легкой промышленности. Соответственно они менее подвержены резонансам.

Еще больше обзоров и обсуждений

Подписывайтесь, ставьте лайк и делитесь публикациями в соцсетях или приходите обсуждать на лучшем аудио-сайте dastereo.ru. Пишите мне на dmitre@gmail.com что вы думаете о прочитанном и о чем бы вам хотелось почитать еще.