Если для вас Гоген — это Поль Гоген, а не Гоген Солнцев, то вы по адресу. Если для вас Поль Гоген — это Таити и ничего больше, то вы тем более по адресу. Ибо сейчас мы это исправим.
Во-первых, на Таити художник попал не сразу: долгих 18 лет он работал во Франции (с небольшим перерывом на провальную экспедицию на Мартинику), он учился у Камиля Писсарро, выставлялся с импрессионистами, медленно шёл по пути от импрессионизма к чему-то своему, смелому, небывалому... К тому, что войдёт в историю как примитивизм.
Во-вторых, кроме всем известной живописи, Гоген пробовал себя в скульптуре и керамике. Причём это были не последовательные явления, а практически одновременные: вот он успешно торгует на бирже, учится живописи и скульптуре, выставляется с импрессионистами... В 1879 году нежный, одухотворённый бюст его сына Эмиля стал единственной на всю четвёртую выставку импрессионистов скульптурой.
В 1888 году Гоген два месяца провёл с Ван Гогом на юге Франции. Здесь они планировали создать братство художников, но эксперимент обернулся трагедией: в порыве безумия Винсент отрезал себе мочку уха, а Поль вернулся в Париж — аккурат к казни известного убийцы Прадо, которому при честном народе отрубили голову.
Конечно, все эти волнения отразились в искусстве, — а именно в жутковатой кружке-автопортрете. Мёртвая голова с глазурными потёками крови, да ещё и с отрезанным ухом как бы говорит: я — страдающий Ван Гог, я — убитый Прадо...
И одновременно с этим я не могу отделаться от мысли о булгаковском Воланде с головой Берлиоза. Помните? "Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие". Ведь Гоген сделал не просто скульптурную голову — он вылепил кружку...
На Таити Гоген искал дикий, не тронутый цивилизацией рай, — а нашёл французскую колонию. Поскольку цивилизацию Гоген считал болезнью общества, он боролся с ней не на жизнь, а на смерть, пытаясь защитить традиционный уклад островитян. Он обвинял власти в двуличии и лицемерии, выпускал сатирический листок, обличающий её грехи, призывал туземцев не отдавать своих детей в миссионерские школы...
Его злил процесс замены туземных верований христианством. Злили поставленные на поток венчания. Злило то, что все знают о том, что у епископа есть две любовницы, — и этот человек запрещает нам ковырять в носу. Дом епископа был недалеко от дома Гогена, и он выставил у собственного порога материальный манифест: рогатого епископа и его любовницу Терезу.
Скульптурная Тереза, между прочим, в 2015 году побила рекорд и ушла с аукциона Christie's в Нью-Йорке за $30,965,000. До этого, в 2011, его более ранняя "Молодая таитянка" ушла с Sotheby's опять же в Нью-Йорке за на тот момент рекордные для французской скульптуры 19 века $11 282 500.
Многие из таитянских работ Гогена посвящены местной мифологии, которую он старательно изучал. Скульптура "Овири" (что по-таитянски значит "дикая") — не исключение. Это изображение богини траура Гоген создал в 1894 году, в перерыве между пробной поездкой на Таити и окончательным туда переездом. Овири сжимает в руке волчонка и давит ногами его мать-волчицу...
Немудрено, что Гоген дал скульптуре альтернативное название — "Убийца". В общем-то, он изобразил саму Смерть. Он создал три версии: одна из них живёт в Орсе, а одна — на могиле художника. Такова была его воля... Кстати, "Овири" выставлялась в Осеннем Салоне 1906 года, где её видел молодой Пабло Пикассо. Говорят, она стала "моделью" для одной из его "Авиньонских девиц".
Нежный бюст любимого сына, собственная окровавленная голова, сатира на распутного святого отца и сама Смерть — надеюсь, эти скульптуры расширили ваши представления о жизни и искусстве Поля Гогена! Делитесь своими открытиями в комментариях!
Читайте также:
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!