Найти тему
Вячеслав Б

Как пенсионеры стали самыми ценными трудоголиками — Bloomberg

Современные работники старше 50 лет не спешат уходить на пенсию и отправляться в дом престарелых. Вместо этого они снова садятся за парты в университетах и работают бок о бок с молодежью. Работодатели уже нашли свои плюсы в таких переменах

Фото: Inkee Wang / Bloomberg Businessweek
Фото: Inkee Wang / Bloomberg Businessweek

В годы своей молодости нынешние беби-бумеры заявляли, что «не стоит верить тем, кто старше 30 лет». Теперь, когда они сами стали гораздо старше, им не приходится ограничиваться компанией одних только своих ровесников. 

Средняя продолжительность жизни растет во всем мире: в Сингапуре она достигла 83 лет, в Великобритании — 81 года, а в США — 79 лет. К тому же все больше людей доживает до своего 100-летнего юбилея. Когда американцы в возрасте 55–73 лет смотрят на такую картину мира, им все реже приходит в голову провести спокойную старость в уединении, отправившись в дом престарелых. Вместо этого они живут там, где им нравится, продолжают работать или снова отправляются получать образование. В результате таких изменений в образе жизни беби-бумеры все чаще взаимодействуют с представителями других поколений.

«Впервые в истории так много поколений живут в одно и то же время, поэтому у молодежи и пожилых появляется все больше общего, — говорит Лаура Карстенсен, профессор психологии Стэнфордского университета и директор Стэнфордского центра долголетия. — Когда 70-летние оказываются в одной комнате с 20-летними, это ведет к повышению креативности и продуктивности, а возрастные стереотипы исчезают».

Сейчас вероятность того, что у молодого человека в возрасте 21 года жива бабушка, куда выше, чем 100 лет назад. И, с большой вероятностью, они оба работают: молодым нужны средства к существованию, а сбережений пожилых часто не хватает на то, чтобы обеспечить себе 20–30 лет безбедного существования на пенсии.

Сиг Ван Раан 40 лет проработал психологом, а после выхода на пенсию посвятил свое время писательству и работе в некоммерческой организации. Он написал пьесу и детскую книжку. Кроме того, мужчина выполняет обязанности директора Центра современного танца и спектакля Yard на острове Мартас-Винъярд, штат Массачусетс, где он живет вот уже год. 73-летний Ван Раан рад возможности общаться с писателями, актерами, танцорами и волонтерами самого разного возраста. Утром по субботам бывший психолог также играет в Чилмаркской лиге по софтболу, члены которой (доктора, плотники, рыбаки, ученики, студенты и другие) — люди в возрасте от 14 до 24 лет.

Но больше всего смешение поколений заметно на рабочих местах. Сегодня компании нанимают представителей четырех-пяти разных поколений. И, несмотря на то что самая большая когорта трудящихся — это 20–30-летние миллениалы, беби-бумеры — единственная группа, доля участия которой в труде увеличивается. В 2016 году у 27% людей в возрасте от 65 до 74 лет была постоянная или временная работа. К 2026 году, по данным Бюро трудовой статистики, этот показатель составит уже 30%.

Компании, в которых недостает опытных кадров, и фирмы, где работники постепенно подходят к пенсионному возрасту (в основном это касается таких сфер, как бухгалтерия, здравоохранение и производство), стараются удержать сотрудников в возрасте, иногда предлагая перейти на гибкое расписание или неполный рабочий день. Именно по этой причине Пенни Вилер, генеральный директор медицинской компании Allina Health, 29 тыс. сотрудникам которой больше 50 лет, говорит своим подчиненным: «Нам нужно, чтобы вы пробежали с нами марафон, а не спринт». На крупнейшем военно-судостроительном предприятии США Huntington Ingalls Industries в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, многие сотрудники, треть из которых старше 50 лет, работают в мультипоколенческих командах.

«Работодатели понимают, что им нужно включать в команду сотрудников разного возраста, чтобы в итоге получить правильное сочетание навыков», — объясняет Эндрю Скотт, профессор экономики, который изучает долголетие в Лондонской школе бизнеса, и автор книги «100-летняя жизнь». «К счастью, нынешнее старшее поколение работников хорошо образовано и находится в лучшей физической форме, чем их предшественники, — говорит он. — К тому же они сильны в том, что сейчас очень востребовано — в командной работе, понимании клиента, лидерстве».

Высшее образование тоже перестало быть привилегией молодежи. В Гарварде, Нотр Даме, Стэнфорде, Университете Миннесоты и Университете Техас в Остине есть программы, которые помогают людям старше 50 лет сменить профессию. Пожилые студенты чаще всего учатся вместе с молодежью.

В других странах пожилых также стараются воссоединить с совсем юными членами общества. К примеру, в Сингапуре центры для пенсионеров объединяют с детскими садами, а молодежь учит старших товарищей осваивать современные технологии. Власти потратили миллиарды долларов на создание так называемых кампонгов (поселения для людей разного возраста) и продвижение межпоколенческого взаимодействия.

В США боле 100 организаций занимается тем, чтобы объединить пожилых людей и детей, говорится в отчете «Объединенных поколений» и фонда Eisner Foundation. В Майами дом престарелых, куда бабушки и дедушки часто приводили своих внуков, в итоге превратили в межпоколенческий детский центр. Подобные программы, в частности, помогают преодолеть одиночество, которое может быть проблемой как для пожилых, так и для молодежи.

Из-за стремительного старения населения во многих странах тренд на межпоколенческое взаимодействие, скорее всего, будет развиваться и дальше. Сейчас в мире количество людей в возрасте старше 65 лет превышает количество тех, кому еще не исполнилось и пяти. А в США людей старше 60 больше, чем тех, кто моложе 18. Есть опасения, что со временем это может привести к конфликту поколений, вызванному борьбой за ресурсы, которых становится все меньше.

Но, если использовать увеличение продолжительности жизни для налаживая контакта между поколениями таким образом, чтобы это шло всем на пользу, то пессимистичный сценарий может и не сбыться, считает профессор Карстенсен из Стэнфорда.

источник

Перевод: Маргарита Кудрявцева