Найти тему
Интересная техника

Как КБ Яковлева помогло Lockheed создать F-35B

F-35B
F-35B

Корабельная модификация американского истребителя 5-го поколения F-35B, способная совершать укороченный взлет и вертикальную посадку, произвела фурор на авиационной выставке в Фарнборо в 2016 году.

Однако мало кто знает, что там же, в Фарнборо, еще 20 лет назад с неменьшим успехом была представлена другая «вертикалка» из России - опытный советский истребитель Як-141. Многие важнейшие технические решения этой машины Lockheed позаимствовала при создании своего F-35B.

Невооруженным взглядом заметно не только внешнее сходство истребителей, это как раз не так важно. Поражает явное совпадение конструкции важнейшей детали самолетов - поворотного сопла подъемно-маршевого двигателя.

F-35B, поворотное сопло
F-35B, поворотное сопло
Як-141 - такая же конструкция поворотного сопла
Як-141 - такая же конструкция поворотного сопла

Технические характеристики F-35B и Як-141 тоже практически идентичны. Скорость, соответственно, 1930 км/ч и 1800 км/ч, дальность - 1670 км и 1400 км. Сходны размеры и компоновка. У советского Як нет малозаметности, но нужно учесть, что самолет был сконструирован более 20 лет назад.

В подобной схожести многие винят именно КБ Яковлева, которое в неразберихе 1990-х годов могло продать конструкторскую документацию на Як-141 американской Lockheed, разрабатывающей F-35. Подтверждений этому с нашей стороны найти сейчас практически невозможно, так как от Саратовского авиазавода, где выпускались все советские «вертикалки», сейчас практически ничего не осталось.

Як-141
Як-141

А вот в Lockheed под натиском общественности, подозревающей компанию в плагиате, сделали официальное заявление, подтверждающее озвученную выше версию. Так что все компетенции, наработанные за годы производства и эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки, ушли на запад, а повторить советский опыт страна уже вряд ли в состоянии.