Букв будет много, но история малоизвестная и очень неоднозначная.
Примером успешного сотрудничества итальянских и российских кинематографистов стал фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», снятый в 1974 году режиссёрами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. Этот фильм появился случайно.
Итальянцы остались должны нашим кинематографистам после съёмок масштабной исторической картины «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и, чтобы рассчитаться, нужно было запуститься с новой совместной работой. Кинокомпания знаменитого продюсера Дино де Лаурентиса решила, что нужно снимать комедию, причем не философскую или лирическую, а лёгкую, с сильным привкусом эксцентрики.
Для этой цели в Советском Союзе выбрали Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Хорошо осознавая, что эксцентрика — поле деятельности другого отечественного комедиографа, Леонида Гайдая, соавторы тем не менее ввязались в битву. У них был замысел грустной и человечной итальянской комедии типа «Полицейские и воры», где советским милиционером должен был быть Иннокентий Смоктуновский, а итальянским полицейским известный во всем мире Альберто Сорди. Но от грусти и человечности не осталось и следа — итальянцы требовали совсем другое кино.
Эта картина очень тяжело далась Рязанову. От него требовали недорогой, чисто развлекательный фильм. Рязанов протестовал, спорил, но в итоге получилась трюковая комедия с большим числом постановочно сложных аттракционов. Так Эльдар Рязанов впервые угодил в «продюсерское кино» — из первоначального сценария «Спагетти по-русски» осталась только охота льва на людей. В результате Смоктуновский волшебным образом превратился в Андрея Миронова, а вместо Сорди Рязанову прислали малоизвестных итальянских актёров, имена которых никому ничего не говорили, да и фамилии тоже.
Итальянских актеров до съёмок режиссер видёл только на фотографиях. С итальянской стороны только Нинетто Даволи, игравший санитара Джузеппе, был единственной кинозвездой на этих съёмках. Его снимал в своих фильмах знаменитый итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини.
Нашего режиссёра деятели солнечной страны вообще мало признавали. Дино де Лаурентис потребовал коренной переделки сценария. Единственное, что ему понравилось, — сцена со львом. Нужно было добавить много новых трюков и обязательно задействовать в фильме интерьеры ГУМа. Такой уникально большой магазин, по мнению магната, должен был вызвать такой же большой интерес у зарубежных зрителей.
Как ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнёров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрёшки, и самолёт, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».
Эти самые гости творили что хотели. Во время съёмок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, всячески подчёркивали, кто в доме хозяин. Оператора Михаила Бица и всю группу поразила организация съёмок в Риме — это был брак по-итальянски. Администраторы даже отказались делать надпись «Оспедале» на здании, где снимали больницу. Они считали каждую лиру и сэкономили даже на исполнительнице главной роли — прислали Рязанову непрофессиональную актрису, а всего лишь фотомодель Антонию Сантилли. Чтобы заставить итальянцев работать профессионально, Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на съёмки.
Итальянские актёры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику.
Сюжет комедии вкратце таков. В одной из римских больниц умерла бывшая балерина, эмигрантка из России. Дама преклонных лет сообщила своей внучке Ольге, что все её немыслимое состояние спрятано в городе Ленинграде «подо львом». Данное обстоятельство стало причиной срочной поездки в Ленинград всех тех, кто каким-либо образом был посвящён в эту тайну. В СССР приехали врач, итальянский мафиози, два санитара, пациент больницы со сломанной ногой и внучка Ольга. А в Москве к нашим героям присоединился ещё и гид, усложнивший и так нелёгкие поиски сокровищ…
Фильм Эльдара Рязанова пародирует множество известных на тот момент зарубежных гангстерско-приключенческих фильмов. Например, эпизод с посадкой пассажирского лайнера на шоссе пародирует французский фильм «Сицилийский клан», а взрыв бензоколонки — фильм Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт».
Сюжет фильма Рязанова напоминает фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (на что прямо указывает его итальянское название — «Безумная, безумная, безумная гонка в России») и ряд других аналогичных комедий про поиски сокровищ. Весь фильм держится, честно говоря, на Андрее Миронове. Именно вокруг него пляшут в этой картине стройная Ольга (Антония Сантилли), влюбившаяся в его героя, смешной мафиози в исполнении Тано Чимароза, нелепая парочка родственников-итальянцев и другие персонажи. Миронов не только чудесно исполнил свою роль, в очередной раз подарив зрителям сплав обаяния, веселья и изящества, но и проявил чудеса актёрской отваги и профессионализма.
Так, Андрей Миронов, не будучи каскадёром, висел, зацепившись за край разведённого моста, и молча исполнял другие трюки. Миронов сам спускался по ковровой дорожке с шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория», сам нырял в воду. А его непосредственное общение со львом Кингом, до этого уже продемонстрировавшим свой не слишком дружелюбный нрав, и вовсе стало легендой, получив классификацию скромного актёрского подвига.
Лев Кинг приехал на съемки из Баку вместе с хозяевами, супругами Берберовыми. Он был опытным актёром — в его фильмографии тогда уже значились две азербайджанские картины. Но на съёмках «итальянцев» Кинг никак не хотел играть по сценарию. Оказалось, что Кинг очень ленив и капризен. Операторы четыре ночи подряд ждали, чтобы он запрыгнул на склад матрёшек.
Кроме погони с участием льва итальянским продюсерам в сценарии больше всего нравился эпизод с посадкой самолёта на трассу. Но снять это оказалось почти невозможно — министерство гражданской авиации запретило: слишком опасно. Выручила высшая школа пилотов в Ульяновске. Взлётно-посадочную полосу декорировали под обычное шоссе, и ас Иван Таращан шесть раз подряд посадил самолет прямо в поток машин. За рулём легковушек тоже сидели летчики — следили за посадкой.
В фильме множество других сложных трюков. Об этом хочется рассказать особо. Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадёр, автогонщик Серджо Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики. Они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной.
Для съёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.
В трюке с разведённым мостом — единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублёра), в эпизоде, где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко», у которого нарастили на 2,5 метра рубку), участвовали студенты циркового училища. Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Андрея Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15-этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Андреем Мироновым шёл теплоход. Сняли весь эпизод за один день.
Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» — лёгкий, динамичный и ни на что особо не претендующий — не снискал славу в зарубежном прокате. Итальянские продюсеры с самого начала делали фильм с прицелом на европейского зрителя, но прокатчики посчитали его некассовым. На Западе так никто и не увидел, как русские пилоты-лихачи сажают самолёты на шоссе, как советская милиция помогает копателям крушить памятники архитектуры и как в России по улицам вместо медведей ходят львы. Но у нас в стране картину смотрели и сейчас смотрят с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал фильм своей удачей. Но зрителям виднее — они-то всегда были благосклонны к «итальянцам».
***************
Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ.