Жанр: sci-fi, сейнен, романтика, трагедия, антиутопия, приключения
Выходил: апрель – июль 2008
Английское название: «Kaiba»
Русское название: «Кайба»
12 серий
Оценка: 5 из 10
Скажи наркотикам: «На пять минут снижаю дозу!»
В этом мире не торгуют органами, маленький чип в голове – и все твои воспоминания переносятся в новое тело. А можно и подредактировать, что-то стереть, при особом желании – и добавить. Но иногда случаются особые случаи. То ли чип у Кайбы сбойный, то ли он вообще какой-то особенный, но по миру приходится путешествовать практически не помня себя, и познавая его в общем-то заново.
Думается мне, что последним в списке напоминавших мне про этот сериал был Сторонник Диктатуры. Хотя причин его посмотреть у меня было множество, включая мой фанатизм к голосу Ното Мамико-сама, которая здесь озвучивает одну из героинь. Но вообще – «Есть такая болезнь, склероз.» - как говорил кот-Баюн у Стругацеих. Ещё один сериал, который мне постоянно казалось, что уже смотрела. Хотя, конечно, это может быть результатом того, что я какие-то кадры видела, а какие-то ходы просчитывала на уровне подсознания. В общем, эффект deja vue вполне допускаю. Хотя на самом деле это несколько удивительно. И ещё необычно, что я ставлю такую низкую оценку, но при этом не могу сказать, что собираюсь писать такой уж ругательный обзор.
Дело в том, что проблема начинается с техники. Есть, знаете ли, такой художественный приём, называется «примитивизм». Иногда это совершенно шикарно. Иногда – «так на так». Здесь оно выглядит просто ужасно. То есть вроде бы ничего такого, скажем так, бесящего глаз вроде бы и нету. Вроде бы ничего так себе примитивные картинки, ничего отвратительного. Но почему-то – именно что бесит глаз. Какое-то утрированное, гипертрофированное это всё. Ну знаем мы, что в сериалах (особенно для тех, кто помладше) и причёски пластиковые, не шевелящиеся, и губки прорисованы так, чтоб не спутать… Ну, а пропорции тел – так вообще тут придираться никак не возможно – тут же тела моделируют как хочешь. Но результат какой-то странный. Прямо скажем, совершенно для меня не удачный. Смотрится всё это совершенно дико и более того – именно наркомански.
Однако, через это возникает презабавный эффект. «Всё познаётся в сравнении». Если бы я в сериале наблюдала бы только Нейро, Хронико и Попо – я бы, наверное, плевалась ядовитой слюной. Но поглядев на Ваниллу, Варпа-Кайбу или, тем более – совсем уж второстепенных персонажей и массовку – я просто считала их красавцами и красавицами и буквально ныла: «уберите это уродство, дайте мне полюбоваться на Хронико». Ужасную Хронико, но которая на фоне всего ужаса действительно воспринимается как красавица. Ну вот и как это оценивать? Как кошмар или как радость и необычный опыт?
С фонами всё довольно банально, но тоже где-то необычно. То есть мы понимаем, минимализм он и в Африке – минимализм. Никаких сверх-детализаций нам не светит. С другой стороны, сами эти штуки, возникающие на заднем плане, по уровню оригинальности легко затыкают за лямку бюстгальтера товарища Миядзаки. В том числе потому, что Миядзаки – дяденька и бюстгальтер не носит. Это я не к тому, что фоны женственные, нет. Это я к тому, что они сравнимы по оригинальности, но и не сравнимы одновременно, как мужчина и женщина. Но на самом деле у меня чёткое впечатление, что не сравнимы они как фантазии человека, расслабившегося или даже скушавшего немножко интересных таблеток, и фантазии человека, который полтора года полным ртом жевал таблетки, не разбирая чего там в пасть запихивает. Опять же – интересно, необычно. Но сказать, что «странно» - какое-то очень слабое выражение.
Не менее загадочная беда и с музыкой. Она есть. Опенинг и эндинг – довольно приятны. Фоновая музыка – тоже вполне хороша. Но звукорежиссёр явно принимал те же таблетки, что и остальные товарищи, поэтому находился в прострации и свести дорожку так, чтобы речь ощущалась чётко на фоне музыки – не смог. В результате, тем же волшебным тембром Ното-сама я в полной мере насладиться не смогла.
Теперь по сюжету. И поскольку я подозреваю, что этот сериал – могучий продукт тяжёлой наркомании – опять же не могу разделить ругань и восторги, равно как и не могу понять, много ли получится сказать.
Понятное дело, что есть закрутки со сменой отношения. Ну, тот же Ванилла сначала кажется уродом, потом просто озабоченным мужиком, а потом вдруг совершает красивейший поступок, да ещё и у него история непростая. Понятно, что Попо сначала молодец, потом сволочь, потом ещё и дебил, а потом ему можно и посочувствовать, тоже история непростая. Что, конечно, радует. Но тут и начинается главная беда. В этом двенадцатисерийном непрекращающемся наркоманском трипе есть главный вопрос. Его профессор Преображенский задавал у товарища Булгакова: «Кто на ком стоял?»
То есть каким образом Кичи с сестрой помнят то же, что и Кайба с Нейро – оно понятно. Но не понятно, поскольку те же воспоминания у Попо с Чеки. При этом, хорошо, Попо+Чеки имеют дубль воспоминаний Кайба+Нейро. Но Кичи помнит Попо+Чеки при этом – предан Нейро, которой в его воспоминаниях того времени нету. При этом, опять же, он предан Нейро не по результатам более позднего знакомства, а по той памяти, которая вроде бы у него отсутствует.
Ну кто на ком стоял? Я, честно говоря, не идеальная девушка. Кое-какие наркотики пробовала, а алкоголем иногда откровенно злоупотребляла. Но даже адски злоупотребив – до такой потери логики не допивалась. Ну, есть там одна лазеечка, как так получилось. Но лазеечка плохонькая. А так у них всё.
Ведь что с мироустройством? Морлоки и эолы, (аналогия почти абсолютная) которые одни к другим пролезть не могут. Оставим в стороне, что у эолов таки есть диктатор, который и диктатор для морлоков. Не могут они пролезть, потому что над Землёй специальные облака. Но ведь нет – межпланетное сообщение от морлоков работает в полный рост!
Злобный цветочек, который жрёт воспоминания и тем сожрёт всю Землю? Решений же масса. Эвакуация с Земли, коль скоро межпланетные сообщения возможны. Накрытие Земли этими волшебными анти-воспоминательными облаками как оборона. Те самые вентиляторы – задуть цветочек теми самыми облаками, чтоб сдох от бескормицы? Нет. Ни одного разумного решения не принимается, а принимается какой-то бред. Или каждое – на парочку процентов. Это, заметим, при наличествующем могучем диктаторе. Так он диктатор или как? И «царь хороший – бояре плохие» тут не подходит: и царь бояр казнит за вполне чёткие преступления налево-направо… и царствует вполне осмысленно, с цветочком сражается не первый год. А стратегии всё нет. Царь у нас дебил? Хорошенький сейнен получается.
Да и к тому же, почему эолы живут в небе, то есть на фронте с цветочком? Вроде как должны были бы спрятаться поглубже. И тут снова можно придумать слабенькое оправдание про их рыцарско-защитническую функцию, да только вот действительно слабенькое оно. Не так всё работает, если бы речь шла именно о защитниках – у эолов неизбежно была бы именно защитническая, воинская культура. Пусть в следовых масштабах, пусть извращённая донельзя. Мы же видим меркантилизм, тотальный и фатальный. Только его. Опять же – нестыковка, меркантилизм возникает и растёт не так и не там. Ну, и парочку откровенных мегаломаньяков, которые стремятся к власти ради неё самой и только. Что с нею делать, чего они вообще добиваются – не ясно. Корону на голову надеть хочется. Ну, псих он и есть псих. Чего мы от наркоманского трипа хотим, какой-то презренной логики?
Но один аспект в этом сериале просто покоряет и лично из меня выжимает слёзы просто с феерической частотой. Это – любовь. Которая стоит вне всего. Которую можно иногда объяснить превосходством феромонов над логикой, а потом – логики над феромонами. Или ещё чем и над чем. Ведь Ванилла тупо хочет Хронико, но любит мать, но жертвует и собой, и матерью ради Хронико. Ведь у Попо – тоже интересные весьма расклады с матерью. Вообще, тема матери здесь очень сильно раскрыта. Вспомнить хотя бы феерический поворот – как и почему мать Варпа его отравила. Это фантастически сильно, я вдохновилась. Хотя наркомания в полный рост.
Кичи с сестрой. Сама сестра и Попо. Кичи – робот (ох, ну вот какая вроде бы попса с его сражением, а ведь цепляет!), Кичи и эта штуковина с альтернативной памятью Нейро… Да, это любовь. Сложная, иногда тяжкая, но настоящая и прекрасная.
И, конечно, самое главное. Финал. Любовь – она не зависит ни от чего. Или зависит, но так, что мы это систематизировать не можем. И от памяти, и от инстинктов, и от чего-то совершенно восемнадцатого. От души, наверное. Ведь даже не помня друг-друга – одна девочка и один парень влюблялись не зависимо от того, кто там в теле Рэмбо, а кто девочки или наоборот. И не помня. Просто любовь – есть.
Понятное дело, меня ещё и ужасно крутило от этой идеи с телом как чем-то вроде костюма. Тоже не самое удивительное дело, многие из нас хотят чего-то иного. Но у меня эта тема особенно больная. Более особенно, чем «в среднем по больнице». И поэтому я дико радовалась, что половину сериала таки наблюдала Хронико. Печалилась, что её больше нет, но понимала, почему. А моё личное несогласие – вопрос третий.
Да, и ещё забавная тема с головными уборами. Сначала раздражали, а потом я поняла, для чего они. И ещё дико ухихикивалась где-то под столом от ассоциации с ставшей уже нарицательной шапочкой из фольги. Ну очень же близкая идея, до боли просто!
В общем, визуально и сюжетно – это чудовищный бред группы наркоманов, причём грубо издевающийся над чувствами эстетики и логикт. Но за любовь, прекрасную и сложную, в удивительных, подчас непонятных детишкам аспектах – простить могу… Нет, простить не могу. Минус 10 баллов… Но ведь честно, плюс 15. Впрочем, и про любовь бывает лучше.