Найти в Дзене
Елена Драненко

Страна, которую мы победили. О чем мечтают люди, которые там живут.

Глазами туриста, наверное, всего не увидишь, не поймешь. Но прожив в стране 5 лет, поучившись и поработав там, картина складывается, и уже можно поделиться своими впечатлениями. Я хочу рассказать о жизни в Германии, конечно, глазами ауслендера, т.е. иностранца. Приехала я в страну в возрасте 44 лет к мужу, бывшему однокласснику, который уже 20 лет к тому времени проживал в Германии и получил паспорт гражданина этой страны. Буду рассказывать только о своем опыте и о своих личных впечатлениях. Не обобщая, так сказать.

На следующий день, после въезда в страну, я уже сидела за партой одной из берлинских языковых школ - Хартнакшуле. Школа располагалась через дорогу от дома, где мы жили на Эльзе Ласкер-Шюлер штрассе у метро Ноллендорфплатц, поэтому мне удобно было пойти именно туда изучать язык. Основана эта школа была в Кёльне еще в 1915 году, а в 1936 году школу перевезли в Берлин. Это старинное каменное здание, во время войны, похоже, совершенно не пострадавшее. Занятия проходили в три смены. Мне было удобно ходить вечером. Группа была набрана из представителей разных национальностей и разных возрастных категорий. Самые контактные из всех были южане - испанцы, итальянцы. Чехи и болгары к русским относились достаточно позитивно. Чего не скажешь о поляках. Ну уж а наших братьев-украинцев в классе было предостаточно. Были и русские с Сибири и Алтая, приехавшие вслед за своими немецкими вторыми половинками. Вот как-то так мы все и подобрались. Ах да! Забыла еще представителей избранного народа. Что было удивительно, они как раз проживали в Германии уже по 15 и более лет, но все еще ходили в школу и учили немецкий язык. При этом, говорили они на немецком лучше многих. И в этом был свой резон. Социальная служба Германии оплачивает языковые курсы и постоянно посылает на новые, с профессиональным уклоном. Нужно только прикинуться ветошью, что мол - "моя твоя не понимай". А работать никто из них, похоже, не собирался.

Пять дней в неделю я занималась в школе. Полдня занятий, а оставшиеся полдня - на выполнение домашнего задания, которого было вагон и маленькая тележка. Еще нужно было вести хозяйство. В этой будничной рутине случались и у нас приятные моменты. Первые выходные мы с мужем отправились за город. Это был лес, а может парк, но там можно было погулять в тишине, полюбоваться природой. Райончик был не для бедных. Как объяснил мне Костик, в Грюневальде проживают люди, чем-то очень сильно отличившиеся перед Германией и своим народом. Ученые, врачи, госдеятели, люди творческих профессий. Элита, одним словом. Но даже там я не видела таких навороченных дворцов, которые строят у нас в России обладатели огромного количества денежных знаков, считающие себя, обязательно, сливками общества. Немцы как-то скромнее к своей персоне относятся.

Чтобы заполнить вакуум общения, я решила поискать себе занятие. В России у меня было хобби - я посещала вокальную студию. Участвовала в концертах, вела активную жизнь. Здесь, совершенно неожиданно я обнаружила, что через квартал от нас находится театр-студия "Русская сцена". Я пошла туда и сразу была приглашена участвовать в первом в своей жизни спектакле. Это была моя детская мечта - стать актрисой. Нагрузка была громадная. Школа языковая, школа вождения, теперь надо было еще учить слова. Я ушла с головой в процесс. Да и круг знакомых расширился. Но подруг, по-прежнему, не было. Разве что..рядом с нами на площадке жила старенькая бабуличка - фрау Моль. К ней часто ходили социальные работники, носили ей продукты, убирали квартиру. Я сталкивалась с ними в лифте. Потом слышала из-за приоткрытой двери, как гудел пылесос. Женщина была одинока. Иногда она, с ходунками, выходила на улицу и заговаривала со мной. Очень доброжелательная и улыбчивая старушка.
Но жить в центре Берлина оказалось очень непросто. Ночью будили машины с сиренами, гремели электрички. Несмотря на кипучую столичную жизнь, рано утром из под машин выпрыгивали зайцы. А один раз мы проснулись ночью от странного звука, издаваемого каким-то животным. Вышли на балкон и увидели, что две лисицы выясняют отношения. Да. В Берлине животные живут рядом с людьми и не чувствуют опасности.

Все же, хотелось покоя. И мы стали присматривать квартиру ближе к окраине. Жить в Германии выгодно в арендованной квартире. Если что-то изменилось в твоих планах, ты за две недели предупреждаешь Фервальтунг (Управляющая компания) и съезжаешь. Ремонт в квартире тоже не твои проблемы. Фирма-арендодатель приносит тебе пустые коробки, ты их пакуешь, а в назначенное время приходят люди и перевозят тебя в другую свободную квартиру. По окончании ремонта, все проделывается в обратную сторону.

Но наше желание уехать из города было твердое. В августе, наконец, удалось переехать на окраину Берлина - границу с Потсдамом. Это был рай! Лес, озеро с утками и лебедями. Воздух необыкновенный. И транспорт общественный берлинский ходит. На машине за полчаса мы доезжали до Бранденбургских ворот. С театром мне пришлось распрощаться. Много времени уходило на дорогу, а репетиции заканчивались очень поздно. Но теперь мы могли больше времени проводить на воздухе. У нас был свой Грюндштук, т.е. по-русски - земельный участок. Мы должны были косить траву на нем, убирать осенью листья. К нам стали приезжать коллеги мужа с женами, по гриллить и пообщаться. Соседи-немцы были очень милые люди. Подъезд двухэтажного дома мы убирали по очереди. Это была влажная уборка. В рождественские праздники я нашла у себя в сапогах, оставленных на полочке перед входной дверью, шоколадку. Мелочь, а как приятно!

Мы стали обрастать хозяйством. На день рождения мужу купили по объявлению котенка. Бася стал нашим всеобщим любимцем.

Прежде, чем я начала работать, прошло три года. Но и тогда я еще чувствовала себя неуверенно. Поэтому пошла работать на ресепшен в гостиницу ночным администратором. Ночью меньше звонков, меньше движухи. В мои обязанности ночного администратора также входило приготовление завтрака. Сервировка шведского стола. Я даже блины пекла в 5 утра для гостей. За смену, которая длилась 8 часов, я получала 45 евро. Хозяйка гостиницы была русско-говорящей, еврейского происхождения. Она очень не любила расставаться с деньгами. И когда мне надо было уволиться, она решила не выплачивать мне расчет. Я, как человек, имеющий только вид на жительство в этой стране, и обладающая всеми правами, кроме избирательного, обратилась в суд по трудовым спорам. Через три дня после моего обращения, мне на счет были перечислены деньги, все до последнего евро. Заседания суда даже не состоялось. Вопрос был закрыт раньше. Вот так я столкнулась с действием Закона в Германии. И это уже не мелочь, согласитесь.

Местные переселенцы мне сказали: Германия - это спальный вагон, который катится по рельсам, где все идет ровно и спокойно. По прибытию рейсового городского автобуса на остановку можно сверять часы. На улицах нигде нет бездомных животных, нет мусорных куч. Каждое дерево охраняется законом и на нем висит металлическая бирка с номером. Немцы часто сетуют - лангвайлих, т.е. скучно! Чтобы не было скучно, здесь нужно иметь работу, хобби и семью. И будет тебе счастье. Немцы много путешествуют, по весне на реках Берлина можно увидеть огромное количество лодок, яхт. Пенсионеры могут позволить себе обедать в ресторанах, водить машину до глубокой старости, потому что высокий уровень медицины позволяет им делать это. Вопрос - почему в стране, которую мы победили, люди живут в разы качественнее, и имеют возможность воплощать в жизнь свои простые человеческие мечты, в отличие от нас - народа из страны победителей?