Найти тему
Непопулярное мнение

Великая профанация: сюжет с глубоким смыслом

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Скажите, вы когда-нибудь сталкивались с такой ситуацией: вы посмотрели фильм (почитали книгу) и поняли, что перед вами была какая-то бездарная бредовая чушь, а затем вы поделились мнением с знакомым (или в сети) и тут же получили ушат помоев с аргументом "ты ничего не понял(а), там глубокий смысл, философский подтекст и отсылки на Библию"? Если "да", то вам знаком предмет сегодняшнего анализа. С вами НМ, доцент кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики, и сегодня мы поговорим о том, почему произведения с глубоким смыслом - поверхностные.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Скажите, вы когда-нибудь сталкивались с такой ситуацией: вы посмотрели фильм (почитали книгу) и поняли, что перед вами была какая-то бездарная бредовая чушь, а затем вы поделились мнением с знакомым (или в сети) и тут же получили ушат помоев с аргументом "ты ничего не понял(а), там глубокий смысл, философский подтекст и отсылки на Библию"? Если "да", то вам знаком предмет сегодняшнего анализа. С вами НМ, доцент кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики, и сегодня мы поговорим о том, почему произведения с глубоким смыслом - поверхностные.

На самом деле, НМ крайне любит глубокие смыслы. Вы могли это заметить. И дело даже не в том, что он находит глубокие смыслы в супергероике или компьютерных играх. НМ ищет глубокий смысл в самой сути поведения людей и даже в таких их действиях, как "рисование картинки".

Понимаете, тут какое дело... глубокий смысл есть абсолютно во всём, и, чтобы его вложить, даже стараться не надо. Глубокий смысл есть в каждой нашей мысли, и за каждым нашим действием стоит многослойная паутина причинно-следсвенных свящей, уходящих глубоко в воспитание, строящееся на фундаменте культуры, являющейся отражением исторических факторов.

Это глубокомысленно: иными словами, глубокий смысл сам по себе ничего не стоит. Он есть всегда. Нет однослойных вещей. Даже идея "погадить по-большому" очень многогранная, так как в современном обществе является табуированным стыдным действием, связанным одновременно с облегчением и с очернением.
Иными словами, как только автор пытается выехать на глубокомысленности своего произведения, он становится метафорически равен режиссёру фильма ужасов, который решил выехать на скримерах, а не на саспенсе. Это дёшево, глупо и безвкусно. "А зато там глубокий смысл" не аргумент. Во всём есть глубокий смысл. Это не ценность сама по себе. Ещё меньшую ценность составляют отсылки, например, на библию. Референциальность это, всего лишь, форма фансервиса. В этом смысле, герой, падающий в "распятой позе", как отсылка к Христу, всего лишь эквивалент камео Стэна Ли в кинокомиксах Марвел. Ценность абсолютно та же самая.
Иными словами, как только автор пытается выехать на глубокомысленности своего произведения, он становится метафорически равен режиссёру фильма ужасов, который решил выехать на скримерах, а не на саспенсе. Это дёшево, глупо и безвкусно. "А зато там глубокий смысл" не аргумент. Во всём есть глубокий смысл. Это не ценность сама по себе. Ещё меньшую ценность составляют отсылки, например, на библию. Референциальность это, всего лишь, форма фансервиса. В этом смысле, герой, падающий в "распятой позе", как отсылка к Христу, всего лишь эквивалент камео Стэна Ли в кинокомиксах Марвел. Ценность абсолютно та же самая.

Люди боятся назвать признанное глубокомысленным фигнёй, потому что боятся лишиться признания. Это примитивный механизм, в очередной раз отсылающий нас к пирамиде Маслоу, как в извечном противостоянии материального и духовного.

Но почему же тогда НМ сам восхваляет того же "Червя", не забывая упомянуть глубокомысленность этой книженции? Да потому, что "Червь" работает на многих уровнях. Как на многих уровнях работает RimWorld, и многие другие упомянутые НМом произведения.

Каждое из этих произведений действует на многих уровнях. Но ни один из глубоких уровней не имеет никакого значения, пока не работает поверхностный уровень. Это как в пирамиде Маслоу. Пока тебя пытается съесть медведь,тебе немного наплевать на политическую ситуацию в стране.

То есть, упрощённо можно изобразить это в виде "пирамиды смысла НМа". Ни один из смыслов не имеет значения, пока не работает уровень, на который опирается более глубокомысленная часть. Картинка выше - это крайне упрощённая схема, ведь количество смыслов намного больше пяти. Пять смыслов, как сказал НМ, без труда находится даже у идеи погадить по-большому.
То есть, упрощённо можно изобразить это в виде "пирамиды смысла НМа". Ни один из смыслов не имеет значения, пока не работает уровень, на который опирается более глубокомысленная часть. Картинка выше - это крайне упрощённая схема, ведь количество смыслов намного больше пяти. Пять смыслов, как сказал НМ, без труда находится даже у идеи погадить по-большому.

Первый уровень: чем произведение кажется для человека не в теме. Это очень важно. На самом деле, самыми глубокомысленными произведениями являются именно те, которые способны грамотно донести мысль на этом уровне. Если я не понимаю ничего в средневековой политике и причинах патриархата в те времена, а компьютерная игрушка способна мне донести это понимание, значит, уровень работает. Если я белый гетеросексуальный шовинистический мужлан, но осознал тяжесть жизни чёрной женщины на колониальном Юге США, значит, уровень работает.

Да, то, что относят к глубоким уровням чаще всего, на самом деле, является очень поверхностным уровнем. Это уровень,н а котором автор говорит с нами, как "с детьми". Он пишет, заранее зная, что его будут читать те люди, которые могут не понимать его идей. И если автор способен их донести, он хороший автор.

Но это не просто так НМ отнёс к фундаментальной поверхностности. Второй уровень: чем произведение выглядит для человека, который в теме. Что же он, на самом деле, означает.

Написать историю о том, как тяжело человеку живётся в государстве, где, с одной стороны, Кровавая Гэбня давит любое инакомыслие и даже пукнуть нельзя без визита комиссара, а с другой стороны, кругом бандитизм, не очень сложно. НМ графоманил. Написать читабельную книженцию объёмом в 300 страниц без напряга можно за пару месяцев (без учёта вычитки и редактуры), не уходя с основной работы. Однако, если читатель, читая вашу историю про вашу выдуманную страну задаётся вопросом, откуда взялся бандитизм, при таком тотальном контроле, а вы на этот вопрос не ответили прямо в тексте произведения... значит, это сюжетная дыра.
Написать историю о том, как тяжело человеку живётся в государстве, где, с одной стороны, Кровавая Гэбня давит любое инакомыслие и даже пукнуть нельзя без визита комиссара, а с другой стороны, кругом бандитизм, не очень сложно. НМ графоманил. Написать читабельную книженцию объёмом в 300 страниц без напряга можно за пару месяцев (без учёта вычитки и редактуры), не уходя с основной работы. Однако, если читатель, читая вашу историю про вашу выдуманную страну задаётся вопросом, откуда взялся бандитизм, при таком тотальном контроле, а вы на этот вопрос не ответили прямо в тексте произведения... значит, это сюжетная дыра.

И ещё хуже, если ваша книга про выдуманную страну попала в руки человеку, оттарабанившему хотя бы пару курсов менеджмента или, ещё хуже, юриста. Мы сейчас даже не говорим о реальной стране, на которую может сослаться историк. Мы говорим о выдуманной стране. Всё, что вызывает вопросы у человека "в теме" и не имеет прямо прописанного в произведении ответа - это "сюжетная дыра".

Вы не можете сделать чёрную комедию про блокадный Ленинград и сказать "это аллюзия на жирующий класс" и верить, что всё сделали хорошо, если любой человек, способный потратить пять минут на гуглинг, найдёт тысячу и один косяк в описании исторических реалий. Это провал на втором уровне, без которого третий уровень с аллюзиями не имеет смысла. А если комедия ещё и скучная, да не смешная, это провал на первом уровне.

Аллюзии - это уже третий уровень. Третий уровень: что подразумевалось автором. На этом уровне может быть кавалькада глубоких смыслов, как в Silent Hill или фильмах Тарантино. А может быть не заложено вообще ничего. Но всё это будет бессмысленно, если предыдущие два уровня не будут работать.

Это уровень для внимательных людей. Для тех, которые смогли без моей подсказки заметить, что у анимешной девочки на картинке выше 4 руки. И сейчас я укажу одну из важнейших причин, по которым я настаиваю на том, что без второго уровня третий уровень не работает. Потому что любая аллюзия и странность должна заставить вас задуматься. Что значат эти четыре руки? Это магия? Это протезы? Это просто подставка под чашку?Это просто розыгрыш и под накидкой девушки скрывается вторая девушка? Видите, как много всего может скрываться за одной картинкой?
Это уровень для внимательных людей. Для тех, которые смогли без моей подсказки заметить, что у анимешной девочки на картинке выше 4 руки. И сейчас я укажу одну из важнейших причин, по которым я настаиваю на том, что без второго уровня третий уровень не работает. Потому что любая аллюзия и странность должна заставить вас задуматься. Что значат эти четыре руки? Это магия? Это протезы? Это просто подставка под чашку?Это просто розыгрыш и под накидкой девушки скрывается вторая девушка? Видите, как много всего может скрываться за одной картинкой?

Аллюзия - это то, что автор хотел, чтобы люди увидели. Автор прятал смысл в глубину, но так, чтобы его нашли. Если читатель или зритель понял глубокий смысл неправильно, значит, автор провёл свою работу плохо. Ведь если девочка четырёхрукая от природы, значит, это фентези-мир (в реальном мире две руки требовали бы серьёзной нагрузки на нервную систему и были бы дисфункциональны у человека, в целом, сохранившего человеческие пропорции). Если это протезы, то что это может сказать о характере девочки, раз она считает нужным запротезировать себе пару лишних рук? Подставка в форме рук была бы просто милой деталью, а розыгрыш показал бы, что девочка не занята чтением, а просто позирует на фоточку, и никакой она, скорей всего, не задрот-ботаник.

Уровень четвёртый: что на самом деле руководило автором. Какое мне дело до того, что автор был в глубокой депрессии когда писал свою книгу, если книга - антиисторическая скучная фигня, в качестве подтекста содержащая идею о том, что все мужчины - насильники, а женщины - неверные создания с низкой социальной ответственностью?

Ну, конечно, если я психолог, изучающий отклонения в психике, или социолог какой, тогда да, тогда мне это будет интересно. Но как читателю, мне будет абсолютно наплевать. Никакой литературной ценности книге история автора не прибавит. Историческую ценность, социологическую ценность - да. Но литературную ценность - абсолютно нет.
Ну, конечно, если я психолог, изучающий отклонения в психике, или социолог какой, тогда да, тогда мне это будет интересно. Но как читателю, мне будет абсолютно наплевать. Никакой литературной ценности книге история автора не прибавит. Историческую ценность, социологическую ценность - да. Но литературную ценность - абсолютно нет.

Мне, как читателю, было бы плевать на комплекс неполноценности и депрессию Арта Шпигельмана, если бы его комикс "Маус" был бы неинтересен. Комикс Маус работает на людей, незнакомых с реалиями Второй Мировой Войны (первый уровень), он не противоречит истории, ибо основан на рассказах выжившего в концлагере (второй уровень), в нём чётко прослеживается посыл Арта современникам (третий уровень), и только после этого нас интересует депрессия и комплекс неполноценности Арта на фоне его бронебойного отца (четвёртый уровень). Кстати, тут же мы можем взглянуть и на пятый уровень: что стояло у истоков того, что повлияло на судьбу автора. На Вторую Мировую, на культурный контекст. На разрыв в мировоззрении поколений и наций. На то, насколько не похож сытый американский еврей Арт на своего закалённого отца, польского еврея Владека. И на то, чем именно в глобальном контексте вызван этот разрыв.

Да, разумеется, произведение создаётся с верхнего уровня вниз. Сначала была Вторая Мировая, затем было детство Арта Шпигельмана и его решение стать художником. Затем была идея комикса. Затем была проработка деталей. И только потом финальная форма произведения с подчёркиванием того, что должен знать несведущий человек. Но вот читается оно с обратной стороны.

Иными словами, первый уровень - это конечная цель автора, и первое, что видит читатель. Если автор целится сразу в третий уровень, значит, он не дошёл свой авторский путь до конца. Он не дошёл целых две ступени, а, значит, его произведение неполноценно.
Иными словами, первый уровень - это конечная цель автора, и первое, что видит читатель. Если автор целится сразу в третий уровень, значит, он не дошёл свой авторский путь до конца. Он не дошёл целых две ступени, а, значит, его произведение неполноценно.

С этой точки зрения мультфильм про "Чёрного плаща", доставляющий удовольствие и детям и взрослым, более полноценное произведение, чем "глубокомысленный" фильм "Левиафан". Ведь создатели "Чёрного Плаща" дошли авторский путь до конца, а создатели "Левиафана" остановились на третьем уровне, не проработав не только сюжетную линию, но даже сеттинг, в котором, главный злодей то до жути боится за свою репутацию, то в открытую, без страха, творит свои злодейства.

При этом без труда найдутся глубокие смыслы в "Чёрном плаще". И аллюзии на классическую супергероику, и высмеивание тщеславия, и темы ответственности, приёмных детей, школьной травли и снобизма.

Именно так. Произведения, в которых нет ничего, кроме глубокого смысла неполноценны. Вы имеете право говорить, что думаете, не боясь быть осмеянными за своё непопулярное мнение.

В следующих "сериях":
Во что поиграть? Bloodstained: Ritual of the Night.
Трагедии новейшего времени: Северная Корея.
Романтизация самоубийства: легальное оружие массового поражения.