Найти тему
ekaterina-volodina25

Чему нас учат дети?

Дети - цветы жизни, и мне нравится, что они цветут в моём саду! Моя деятельность связана с детьми, с их развитием, воспитанием и жизнетворчеством. Это сейчас они для меня чудные создания. А лет десять назад я просто не знала, что с ними делать, мне хотелось держаться от них подальше как от опасных инопланетных существ. Так, мелкими шагами, рыдая, злясь, радуясь, играя и удивляясь вместе с ними, я училась их принимать и понимать. Это было нелегко, но очень весело и интересно, они – новые люди и тоже любят мечтать и разговаривать на серьезные темы. А у семилетних детей встречается такое чувство юмора, что любой унылый взрослый взбодрится! Они такие же, как мы, только маленькие человечки. Каждый день и миг, проводимый с ними, я узнаю о них и о себе что-то новое, это бесконечный процесс взаимообогащения. Дети – мои лучшие учителя. Так чему же я у них учусь:

1. Проявлять свои эмоции и быть живым.
Любые эмоции, положительные или отрицательные. Дети это делают очень искренне и по-настоящему – сердятся, обижаются, удивляются, радуются, гневаются, любят и ненавидят. Они могут плакать, когда им больно или обидно, кричать от досады и непонимания, а через минуту смеяться и снова любить. И им не стыдно за такое проявления себя. А мы себе часто такого не можем позволить, потому что нам с детства говорят, что нужно быть дружелюбным, нельзя злиться и обижаться. Где же есть место негативным эмоциям? Неужели они должны копиться на дне души? Рано или поздно они вырвутся, а если нет, то могут привести к болезням. И, действительно, как показывает практика, чаще болеют дети, которые очень скудно проявляют свои эмоции, а те, кому больше позволено, сорванцы и жизнерадостные дебоширы – самые здоровые и ходят в садик целый год без пропусков и болезней. Другое дело, что нам всем необходимо учиться управлять своими эмоциями, чтоб не стать их рабами, не причинить боль другим.

2. Проявлять живой интерес друг к другу.
До 2-3х лет дети воспринимают друг друга как предметы, хотят друг друга рассмотреть и потрогать. Лишь после 3-х они начинают проявлять интерес к другому, как к партнеру по игре. И даже этот «предметный» интерес настолько мил и очарователен. Когда они видят другого, такого же маленького человечка, его хочется пощупать, они тыкают пальчиком в носик, трогают глазки, дергают ушки, тянуться, чтобы обнять или иногда толкаются, чтобы убедиться, что тот другой тоже умеет падать. А видели ли Вы, как они могут на несколько секунд застыть и просто, уставившись, смотреть друг на друга. Я у них тоже этому первобытному интересу научилась, и могу просто несколько секунд любоваться другим человеком, внешностью, внутренней силой, чем-то притягательном, что есть в каждом, но не каждый знает об этом.

3. Любить свое тело.
Да, да, дети любят свое тело, они его просто обожают и радуются ему, как новому дню. Они могут играть со своими ножками, ручками, пальчиками и не только в младенчестве, но и в 5 и 6 лет. Они обожают бегать голышом по дому, кривляясь и дурачась, и в этот момент в них столько радости и энергии, и ничего дурного в этом нет, они просто любят свое тело, до тех пор, пока им не скажут взрослые, что это очень стыдно выставлять себя напоказ, ходить без трусов и кривляться. Так мы уходим от своего первого друга – своего тела, теряем контакт с ним, перестаем его слушать, переедаем , толстеем, перестаем заботиться о нем. А вы попробуйте походить голышом по дому пока никого нет хотя бы минуту и делать эту практику хотя бы 21 день!

4. Питаться правильно, вкусно и полезно.
Мне кажется, это - следствие из предыдущего пункта. Если человечек любит свое тело, он будет руководствоваться исключительно чувством своего голода, у детей это инстинктивно происходит. Они не хотят переедать, не хотят много есть, иначе им сложно будет двигаться, а двигаться они любят много! Поэтому я так не люблю, когда мамы, воспитательницы с силой впихивают еду в ребенка. Ребенок чувствует, сколько ему достаточно для энергичного дня! Вспомните себя в детстве, когда вы дни проводили на улице и даже не думали, ни о каком чувстве голода, и только заботливая мама могла вернуть вас в реальность и усадить за стол. Ребенок естественен, близок к природе и чувствует её и свой ритм.

5. Много двигаться и менять виды деятельности.
Да, в этом они тоже отличные учителя, как у них ловко происходит переход из одной игры в другую, из лежачего положения в сидячее или ходячее, или бегающее. Это секрет сохранения энергии, пребывать в разных состояниях на протяжении всего дня и сохранять бодрость и веселость. Возможно же в течение дня даже офисному работнику выйти и прогуляться, сделать 20 приседаний, выйти вечером на пробежку и жизнь станет веселее! С детьми я полюбила спорт, бег, плавание, танцы.

6. Быть увлеченным.
Да, дети сосредоточены на процессе, у них не так много мыслей, наверное. Нет забот о том, как жить в этом мире, как заработать, что приготовить на ужин и прочей взрослой мыслемешалки. Поэтому, когда они лепят, рисуют, танцуют – для них сейчас именно это самое важное в жизни, их захватывает процесс, если взрослый не ориентирует их на результат. Результат, конечно, важен, но если процесс не радует, то и результата должного не будет.

7. Вовремя наиграться и уйти.
Да, дети увлечены. Но они с легкостью могут оставить роль, если она себя исчерпала и прийти к ней вновь, когда появится вдохновение! Как часто, командуя на работе, женщина, возвращаясь домой, продолжает оставаться в роли командира или наоборот, хорошо освоив роль матери, продолжает играть ее на работе. Такое «залипание» на одной роли мешает нам сиять и быть многогранной личностью, проявлять себя в разных ипостасях. Важно вовремя остановиться и уйти от людей, роль которых в твоей жизни тоже исчерпана, причем оставить всё без лишних сомнений и угрызений совести. Просто играть дальше, как делают это дети, потому что дальше тоже очень интересно!

8. Ценить свою уникальность.
Работая с большим количеством детей, начинаешь понимать, что каждый человек это просто сокровище, в каждом есть неповторимость, совершенство. Даже не каждая мать видит в своем ребенке талант или нет времени или желания его увидеть. Но когда их перед тобой много, про каждого можно сочинение написать, и ни слово не повторится. Дети все разные, мы с вами все разные, хотя физические потребности у всех одинаковые. Каждый пришел в этот мир со своим уникальным даром – кто-то потрясающе запоминает и воспроизводит песни и сказки, кто-то чувствует цвет и композицию, кому-то суждено быть заводилой и вдохновителем, а кто-то мечтатель и большой фантазер, и рисует планы тайных сооружений. Взрослея, люди все больше становятся похожи друг на друга, забывая истинного себя, забывая свои мечты и желания. Хорошо если нам удается раскопать свою уникальность и поделиться ей с миром.

9. Быть ответственной.
В первую очередь за себя. Дети они меня дисциплинируют, так я учусь наводить порядок внутри себя. Мы являемся для них примером, неважно какую чушь или мудрые мысли мы несем, важно, что мы делаем, как ведем себя с детьми и окружающими людьми. Важно действие!! Они его впитывают и воспроизводят! Воспитать уважительное отношение к старшим можно только, если ты сам глубоко уважаешь других, свой род, свою семью. Ломать ветку, чтобы поставить ее для опытов и говорить о том, что нужно беречь природу. Нет, такие многоходовки с ними не выходят. Дети видят суть!

10. Быть Женщиной.
Не педагогом, не мамой, не нудным взрослым, просто женщиной. Если ты приходишь к ним в нарядном платье, да просто в платье, в красивых сережках, а главное в отличном настроении, то они от тебя просто не отлипают, рассматривают как восьмое чуда света, слушают каждое твое слово и хотят тебе рассказать кучу интересностей, это очень необычное состояние. Просто дети любят красоту, они любят, когда женщина, мама, педагог - красивые и добрые, радостные и создают положительную атмосферу. Я ведь тоже люблю, когда моя мама красивая и счастливая. Очень важно нам, женщинам, следить за своим внутренним и внешним пространством. Детям всё равно, какие у тебя награды, звания и почести, как ты училась в школе. Им важно, какая ты сейчас, с ними! Осознаем мы это или нет, но своим внешним видом и внутренним состоянием мы формируем у детей образ женского начала. Такой же женщиной как ты станет твоя дочь, такую же, как ты выберет твой сын. Это одновременно и счастье и большая ответственность – быть женщиной!

11. Просто любить, безусловно, не требуя ничего взамен, держаться за руки, искренне обнимать и говорить: «Я люблю тебя». Самый важный пункт!
Видимо, истину говорят многие великие мыслители: «Будьте как дети!».

Всем Любви и Добра!
Катерина Володина ©