Если бы Камю был итальянцем
«И сказал Иисус: уверяю тебя: этой же ночью, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня»
Евангелие от Матфея 26:34
"Пока не пропоет петух" - роман из двух частей итальянского писателя Че́заре Паве́зе. Правда из двух частей он только технически - фактически это две отдельные новеллы, объединенные одной темой и стилем.
Для Чезаре Павезе наиболее характерна тема одиночества. В литературе мотивы одиночества вообще неисчерпаемы - в этом состоянии или чувстве много полутонов, оттенков и привкусов, поэтому для меня эта тема одна из самых интересных в литературе.
В романе "Пока не пропоет петух" перед нами предстанут два вида одиночества - вынужденное и осознанное. Но граница между ними, откровенно говоря, не такая уж и очевидная. А все дело в том, что, читая Павезе, можно задуматься, а не перетекает ли одно в другое? Когда вынужденное одиночество заставляет разочароваться в жизни и выбрать впоследствии уже одиночество осознанное? Или, наоборот, тот, кто познал вынужденное одиночество, тот никогда не выберет его целенаправленно и осознанно? Или тот, кто выбрал осознанное одиночество, тот никогда не выберет унизительное вынужденное одиночество?
Стефано заметил, что без борьбы нельзя оставаться одному, но быть в одиночестве значит больше не хотеть бороться.
"Тюрьма" - мини-роман, образец экзистенциализма, типичное литературное произведение своей эпохи. "Тюрьма" - текст маленький и географически замкнутый на небольшом пространстве итальянской деревни, куда главного героя Стефано - освобожденного из тюремного заключения, отправляют в ссылку. Здесь начинается или продолжается его история одиночества, которая очень в духе Камю: огромное количество морских пейзажей и самого присутствия моря, атмосфера южной земли, холодное, не суетливое одиночество, разочарованность и желание отдалиться от мира. Одиночество здесь настолько неизбежно и предусмотрено самой природной предрасположенностью, что все его негативные стороны подобны красно-зеленому цвету, который хоть и существует, но человеческий глаз не способен его увидеть. Все это сделало для меня Павезе итальянским Камю, заставив влюбиться в этот прохладный, неэмоциональный текст. Даже ассоциации с картинами произведения Чезаре Павезе вызывают у меня такие же, как и Камю - смазанные, вибрирующие картины Поля Сезанна или Анри Лебаска.
В мини-романе "Тюрьма" много моря. Очень много моря. Море здесь не символ безмятежности, но символ душевной усталости - равнодушная к земным страстям водная гладь. Стефано постоянно тянет к морю - к покою и уединению, которое способен найти только между его скал - хоть и временно.
— Вы так привыкли к морю, что вы будете делать зимой?
"Дом на холме"
- второй мини-роман сборника. Мне он понравился гораздо меньше. Да, они очень похожи, но второй читается со скрипом. Скучно и очень долго, несмотря на маленький объем. Здесь тоже во главе угла стоит одиночество, только одиночество главного героя не вызывает ни уважения, ни сочувствия. События этой истории разворачиваются в небольшом городке недалеко от Турина на фоне Второй мировой войны. Пока большинство друзей главного героя заняты борьбой с фашистским режимом, сам он прячется, всего боится и ни за кого кроме себя не переживает. Его тяга к одиночеству какая-то ущербная, похожая на обычную трусость и лень. В обоих романах Павезе у главных героев есть много черт от Артура Мерсо - того самого Постороннего Альбера Камю. Если Стефано в полной мере соответствует образу одинокого человека в духе "Постороннего", то герой "Дома на холме" похож на него только по общему настроению, ибо Артур Мерсо за свое безразличие к миру расплатился собственной шкурой, в итоге приняв казнь без отрицания и протеста - напротив, в камере Мерсо осознал, что безразличный ко всему мир братски ему подобен, а потому поступает с ним так, как поступал с миром Мерсо. Герой же "Дома на холме" смерть принимать не собирается, а, наоборот, от войны он прячется по пансионам и домам родственников. А в это время его друзья гибнут за родину и мир.
Несмотря на счастливые, на сколько это возможно, финалы обоих романов сборника "Пока не пропоет петух", для себя Чезаре Павезе счастливого конца найти не смог. Он покончил с собой летом 1950 года в Турине, оставив записку:
«Прощаю всех и прошу всех простить меня. Не судачьте обо мне слишком».
Автор: Алёна Левашова-Черникова
Источник: livelib