Найти тему
Encinesnowy

Чезаре Павезе. Экзистенциализм в Италии

Если бы Камю был итальянцем

«И сказал Иисус: уверяю тебя: этой же ночью, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня»

Евангелие от Матфея 26:34

"Пока не пропоет петух" - роман из двух частей итальянского писателя Че́заре Паве́зе. Правда из двух частей он только технически - фактически это две отдельные новеллы, объединенные одной темой и стилем.

Для Чезаре Павезе наиболее характерна тема одиночества. В литературе мотивы одиночества вообще неисчерпаемы - в этом состоянии или чувстве много полутонов, оттенков и привкусов, поэтому для меня эта тема одна из самых интересных в литературе.

В романе "Пока не пропоет петух" перед нами предстанут два вида одиночества - вынужденное и осознанное. Но граница между ними, откровенно говоря, не такая уж и очевидная. А все дело в том, что, читая Павезе, можно задуматься, а не перетекает ли одно в другое? Когда вынужденное одиночество заставляет разочароваться в жизни и выбрать впоследствии уже одиночество осознанное? Или, наоборот, тот, кто познал вынужденное одиночество, тот никогда не выберет его целенаправленно и осознанно? Или тот, кто выбрал осознанное одиночество, тот никогда не выберет унизительное вынужденное одиночество?

Стефано заметил, что без борьбы нельзя оставаться одному, но быть в одиночестве значит больше не хотеть бороться.

"Тюрьма" - мини-роман, образец экзистенциализма, типичное литературное произведение своей эпохи. "Тюрьма" - текст маленький и географически замкнутый на небольшом пространстве итальянской деревни, куда главного героя Стефано - освобожденного из тюремного заключения, отправляют в ссылку. Здесь начинается или продолжается его история одиночества, которая очень в духе Камю: огромное количество морских пейзажей и самого присутствия моря, атмосфера южной земли, холодное, не суетливое одиночество, разочарованность и желание отдалиться от мира. Одиночество здесь настолько неизбежно и предусмотрено самой природной предрасположенностью, что все его негативные стороны подобны красно-зеленому цвету, который хоть и существует, но человеческий глаз не способен его увидеть. Все это сделало для меня Павезе итальянским Камю, заставив влюбиться в этот прохладный, неэмоциональный текст. Даже ассоциации с картинами произведения Чезаре Павезе вызывают у меня такие же, как и Камю - смазанные, вибрирующие картины Поля Сезанна или Анри Лебаска.

Вид на Эстарель, Анри Лебаск
Вид на Эстарель, Анри Лебаск

Анри Лебаск, 1920
Анри Лебаск, 1920

Вид на Эстак, Поль Сезанн
Вид на Эстак, Поль Сезанн

В мини-романе "Тюрьма" много моря. Очень много моря. Море здесь не символ безмятежности, но символ душевной усталости - равнодушная к земным страстям водная гладь. Стефано постоянно тянет к морю - к покою и уединению, которое способен найти только между его скал - хоть и временно.

— Вы так привыкли к морю, что вы будете делать зимой?

"Дом на холме"
- второй мини-роман сборника. Мне он понравился гораздо меньше. Да, они очень похожи, но второй читается со скрипом. Скучно и очень долго, несмотря на маленький объем. Здесь тоже во главе угла стоит одиночество, только одиночество главного героя не вызывает ни уважения, ни сочувствия. События этой истории разворачиваются в небольшом городке недалеко от Турина на фоне Второй мировой войны. Пока большинство друзей главного героя заняты борьбой с фашистским режимом, сам он прячется, всего боится и ни за кого кроме себя не переживает. Его тяга к одиночеству какая-то ущербная, похожая на обычную трусость и лень. В обоих романах Павезе у главных героев есть много черт от Артура Мерсо - того самого
Постороннего Альбера Камю. Если Стефано в полной мере соответствует образу одинокого человека в духе "Постороннего", то герой "Дома на холме" похож на него только по общему настроению, ибо Артур Мерсо за свое безразличие к миру расплатился собственной шкурой, в итоге приняв казнь без отрицания и протеста - напротив, в камере Мерсо осознал, что безразличный ко всему мир братски ему подобен, а потому поступает с ним так, как поступал с миром Мерсо. Герой же "Дома на холме" смерть принимать не собирается, а, наоборот, от войны он прячется по пансионам и домам родственников. А в это время его друзья гибнут за родину и мир.

"Дом на холме" издательства Einaudi
"Дом на холме" издательства Einaudi

Несмотря на счастливые, на сколько это возможно, финалы обоих романов сборника "Пока не пропоет петух", для себя Чезаре Павезе счастливого конца найти не смог. Он покончил с собой летом 1950 года в Турине, оставив записку:
«Прощаю всех и прошу всех простить меня. Не судачьте обо мне слишком».

Автор: Алёна Левашова-Черникова

Источник: livelib