В Германии, вдоль берега Эльбы, растянулся город Дрезден
Он известен и множеством музеев, и архитектурными памятниками, там можно провести не один день, и всегда есть, на что посмотреть. Но одна из достопримечательностей идёт вразрез с общей концепцией города. И по внешнему виду, и по назначению. В пяти минутах езды от исторического центра Дрездена находится Gläserne Manufaktur
И собирают здесь не что-либо, а электромобили. Точнее – e-Golf
Вообще-то изначально, с 2002 года тут собирали модель FAETON, с которой VW планировал вернуться в премиум-сегмент. Но «что-то пошло не так». С апреля 2017 года мануфактура превращается в Центр будущей мобильности, и место Фаэтона заняли кузова чуть меньшего размера, но с большими перспективами. Ведь за электротягой – будущее. И судя по тому, как экологи душат развитие моторов внутреннего сгорания, скажем так, работающих на углеродах, — весьма перспективное будущее
Собственно – история самого завода сама по себе показатель того, как забота об экологии заставляет пересматривать многие привычные решения. Например, большое количество споров вызвали логистические вопросы. Грузовики в центре города – нежелательные гости. И вот решение: все детали кроме кузовов) доставляются на трамваях с фирменными логотипами VW
А вы знаете, к какому поколению GOLF в Вольфсбурге пытались прикрутить электродвигатель? Точнее, прикрутили и даже тестировали? Не надо гадать, отвечу сам: ещё в 1976 году, то есть к первому поколению!
К сожалению, из-за малого запаса хода на одной зарядке (от 15 до 50 км) серийным электромобилем VW тогда стать не смог:-(
Знакомьтесь: ID
Это не просто концепт, это уже практически готовый электромобиль, начало производства и продажи которого запланированы на ближайшее время. Не верите? Зайдите на сайт VW, и можете вставь в очередь. И даже получите год бесплатной зарядки:-)
Инновационные тут не только тяга и привод, но и управление. Например, вся информация для водителя и пассажиров проецируется на лобовое стекло
Вот ещё один проект, Nils
И вот оно — Будущее:
В нём даже не предусмотрено место для водителя. И тем самым VW декларирует своё видение будущего, в сторону которого планирует развиваться. Будущего, в котором сам термин «водитель» войдёт в словарь редких слов. Не потребуется обучение для получения водительской лицензии, не будет необходимости удерживать себя от желания принять внутрь что-нибудь спиртосодержащее, но главное – у людей отпадёт необходимость покупать и содержать транспортные средства. Перемещение из точки «А» в точку «В» будут обеспечивать автоконцерны. Производить, обслуживать, и содержать беспилотные кареты, и предлагать транспортные услуги. Светлое будущее. Светлое?:-)
Собственно, это и есть одно из предназначений Стеклянной мануфактуры, тут смешиваются настоящее и будущее, и каждый интересующийся или желающий может к этому смешению прикоснуться
Как это реализовано? Ну, это очевидно из самого названия. Практически все стены в этом здании (точнее – комплексе зданий) стеклянные, стёкла прозрачные, и любой желающий может просто поплющить нос, разглядывая сборочный процесс сквозь них…
А можно записаться на экскурсию и пройти внутрь. Правда, снимать там категорически запрещено. К сожалению, только раз в неделю проводятся туры на русском, которым я с трудом владею, другим языкам не обучен, так что сделаем вид, что меня никто не предупреждал, а крупные значки с перечёркнутом фотоаппаратом, нарисованные через каждые 10 метров на каждом окне, я просто не заметил, так как смотрел внутрь:-)
Первым делом надо сказать, что Die Glaserne Manufactur — это не полноценный завод, тут не производят ни одной детали. Все комплектующие поступают из разных мест (и на сам завод их доставляют через город… на трамваях. Кроме кузовов), а на Стеклянной мануфактуре происходит полная сборка.
Итак, привозят кузов, с него снимают двери и устанавливают на станину конвейера
Подиум меняет высоту по необходимости, обеспечивая комфорт доступа рабочим к нужным местам.
Обратите внимание: нижняя часть кузова немного отличается по цвету. Это защитные накладки, которые прикрепляются перед началом работ. Чтобы никто, даже случайно, не спутал левую с правой стороной, накладки различаются по цвету:-)
В голый кузов укладывается проводка, и монтируются детали тормозной системы
Кстати, вы видите конвейер?
А между тем это именно подвижный конвейер. Центральная часть пола медленно движется относительно стен.
Самое интересное (на мой взгляд) было в той части, где соединялись шасси и кузов. Во всём мире этот процесс называется «свадьбой». Посмотрим на новобрачных?:-)
Шасси на автономно перемещающейся тележке, чуть дальше кузов, в предвкушении…
Силовой агрегат непривычного вида.Рабочий вставляет болты в специальные гнёзда, и далее они будут вкручены автоматическим гайковёртом
На наших глазах тележка сама переместилась по цеху и заняла место под кузовом
Объединение прошло буднично, без какого-либо музыкального сопровождения. Чуть позже подошли «свидетели», то есть механики: они вручную вставили и затянули болты, на которые у роботов, видимо, не хватило гибкости манипуляторов
Фрау гид то ли с гордостью, то ли с сожалением проинформировала, что почти весь труд на этой мануфактуре ручной. В производственной цепочке всего 5 роботов. Один из них занимался вклейкой стёкол
Дальше кузова перемещались на специальном лифте на первый этаж, где вновь обретали двери
И с первого этажа готовый e-Golf своим ходом перемещался в специальную башню
Именно тут машины ожидают своих владельцев. На всякий случай напомню: завод не работает «на склад», все автомобили были заказаны конкретными людьми. И из процесса получения VAG традиционно делает для своих клиентов незабываемые шоу. Счастливый обладатель может наблюдать, как специальный лифт снимает уже принадлежащую ему машину со стоянки у стеклянной стены, опускает в подземный тоннель, и она вновь поднимается уже в другой башне, где и музыка, и фейерверки, и слоны на шарах в тот момент, когда открываются ворота и из клубов дыма появляется долгожданная машина с бантиком на крыше… Ну, во всяком случае это я так себе представляю:-)
А что же на самом деле получает практичный и сдержанный в эмоциях среднестатистический немец?
Внешне — обычный Гольф 7-го поколения
Не считая надписей, единственное очевидное отличие – в голубой полосе
Основные отличия скрыты от глаза, но стоит открыть капот…
Итак, что мы видим? Мотор мощностью 100Кв/136 л.с. совмещён с одноступенчатой трансмиссией. Питается от аккумуляторных батарей, занимающих всё свободное место под полом, ёмкостью 36,8 кВт
Запас хода в смешанном цикле заявлен в диапазоне от 150 до 250 км. Стоимость e-Golf в Германии – от 21.415 Евро. VAG действительно видит в этом будущее. Кроме производства и продажи Golf на электрической тяге, предлагаются их аренда и даже каршеринг! А заправки для электромобилей можно обнаружить даже в чистом поле:-)
Ещё не надумали приобрести? Есть сомнения? Тогда…
Тест-драйв
Любой пришедший или приехавший на Стеклянную мануфактуру может взять на тест-драйв e-Golf, совершенно бесплатно. Как я мог отказаться?:-)
В назначенное время ко мне подошёл молодой человек, убедился, что я тот самый Iakov Valerievich, прямо на коленке заполнил необходимые документы. Дело в том, что тут в пробной поездке никто из сотрудников VW тебя не сопровождает. Только ты – и электричество.
Вместе мы осмотрели предлагаемый экземпляр, подписали бумаги.
Небольшой инструктаж. Заключался он, в основном, в короткой попытке перечисления всех имеющихся опций и ассистентов, разбившейся о языковой барьер (мы оба примерно хорошо НЕ говорим по-английски). В общем, мне пожелали удачи, указали направление и попросили вернуться через 45 минут. И я внезапно остался один.
Нажимаю кнопку START. Зажигается панель приборов
И это единственный признак того, что уже можно двигаться. Естественно, что никаких звуков сопровождения нет. Перевожу селектор управления трансмиссией в D, отпускаю педаль тормоза… начинаю медленно катиться
Пара поворотов, светофор, и вот долгожданная прямая
Golf разгоняется быстро и уверенно, но отсутствие шума мотора сбивает с толку:-) Даже в троллейбусе, с которым почему-то всё время тянет провести аналогию, электромотор значительно громче шумит, связывая скорость перемещения с затрачиваемыми усилиями. В какой-то момент впереди образуется просвет, и я рискую нажать педаль акселератора до пола…
Большую часть пути до Санкт-Петербурга я пытался придумать фразы, которыми можно было бы просто и ёмко передать полученные ощущения. Не уверен, что получится. Но попробую. Сначала проинформирую, что в моей жизни был период, когда я активно занимался автоспортом. Классическим ралли. Не без успехов. Повесил шлем на гвоздь рядом с кубками, количеством которых приятно хвастаться, парой титулов и удостоверением МС по автоспорту. Обо всём этом я пишу тут только для того, чтобы вы, мой читатель, поверили: я знаю, что такое динамика. Как разгона, так и торможения. Так вот, по этим параметрам e-Golf меня не просто удивил, а слегка ошарашил. Врать не буду, у меня нет очень большого опыта езды на бензиновых версиях последних поколений VW, и я уверен, что много кто переплюнет по сухим цифрам электрокар. Но меня, в основном, поразило то, что затылком я гарантированно стукался о подголовник каждый раз, когда утапливал педаль в пол. Независимо от скорости. Любители активной и динамичной езды поймут меня, а для прочих на всякий случай разъясняю: любой бензиновый или дизельный мотор выдаёт свои оптимальные характеристики только в определённом диапазоне оборотов. Даже при заявленных 200/300/500 и больше сил, чтобы машина начала разгоняться, мотору нужно раскрутиться. Электрический же двигатель тянет с одним и тем же крутящим моментом на ЛЮБЫХ оборотах. Это кайф, скажу я вам…
Но испытать его мне удалось всего два-три раза: улочки короткие, ограничение 50 км/ч, штрафы большие… часто не рисковал. И потом просто катался, пытаясь прислушиваться к своим ощущениям
И судорожно вспоминал, о чём же говорят все те многочисленные автоблогеры, что нынче формируют общественное мнение?:-)Тут я вспомнил, что 7-ое поколение Golf у нас уже официально продаётся, и, значит, надо сосредоточиться на описании основных различий в оснащении и управлении. Ну, с первым всё стандартно. И отопитель, и кондиционер присутствуют, навигация, мультимедия и пр. – всё идентично бензиновым версиям. Как и всевозможные ассистенты. Хотя активным круиз-контролем я воспользовался впервые. Было непривычно наблюдать, как машина сама снижает скорость, приближаясь к впереди идущему автомобилю, слегка притормаживающему, и затем снова разгоняется, когда «препятствие» начинает разгоняться. Мне оставалось только руль крутить и по сторонам смотреть
Чуть позже я вспомнил о том, что на селекторе трансмиссии режим D соседствовал с B
Если я правильно понял инструктора, первый предлагает привычный режим езды, второй — с активной рекуперацией энергией. Попробуем? Переключаюсь, разгоняюсь… Всё, как и прежде. А вот стоило отпустить педаль газа, как машина стала заметно замедляться. Тут обратил внимание и на изменения в поведении индикаторов на панели приборов и экране мультимедиа.Всё ясно. При разгоне потребляем, при торможении вырабатываем. Уверен, что после небольшого этапа привыкания можно приучиться и не трогать педаль тормоза без крайней необходимости.
Удивительно, но отведённые 45 минут закончились стремительно, и пришлось возвращаться
Быстрый осмотр авто, видимых повреждений нет. Молодой человек спрашивает, удалось ли мне «получить фан»? Активно киваю головой, чуть не повредив шею, жмём друг другу руки, расходимся.
Жуя сосиску WV-Wurst в буфете завода, я пытался прикинуть, как скоро это будущее докатится до нас. Говорят, в Россию ввезено уже больше 600 Tesla, а Golf -то всяко дешевле?:-)
Как бы там ни было, думаю, что нам, ЕвроАвто, готовиться надо уже сейчас:-)
Традиционно, желающие посмотреть большее количество картинок и букв могут пройти на наш сайт.
Фанат VW с 30-ти летним стажем
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.