Найти тему
Навигатор

Человеческие жертвоприношения в древнем Египте. Правда или вымысел?

Принесение в жертву пленных.
Принесение в жертву пленных.

Благодаря Голливуду, суевериям и фольклору многие люди верят, что, когда умирали древнеегипетские фараоны, то вместе с ними всегда хоронили заживо их слуг и домочадцев. Это давняя ошибка, увековеченная псевдо-египтологами в фильмах-блокбастерах. Это миф, который нужно развенчать, но откуда взялась эта ошибочная вера? Дело в том, что древние египтяне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО практиковали жертвоприношения, но не на протяжении всей своей почти четырёх тысячелетней истории.

Во-первых, очевидный вопрос ... почему?

В Древнем Египте были две основные формы человеческих жертвоприношений:

1) Подношение человека культу. Эти жертвы часто были преступниками или военнопленными и использовались для восстановления «космического порядка» и для того, чтобы подчеркнуть роль правителя в качестве его главного гаранта. В некоторых случаях жертва была ритуализированной формой смертной казни.

2) Убийство слуг после смерти правителя, чтобы они могли сопровождать его в загробную жизнь. Эта статья посвящена второму из этих двух примеров, поскольку этот миф чаще всего преподносится широкой публике. Почему первые фараоны делали это? Одна теория заключалась в том, что это был способ выставить напоказ их власть. Фараоны почитались как боги в человеческом облике, поэтому невозможно было бы убедить людей добровольно отказаться от своей жизни, если бы они не верили в жизнь после смерти. Считалось, что то, что принадлежало фараону на Земле, также принадлежало ему и в загробной жизни. Это касается не только материальных ценностей, но и людей - слуг. Было высказано предположение, что слуги соглашались пожертвовать собой, чтобы получить вечную жизнь и поднять свой статус в глазах общественности. Эта идея, однако, не была принята так же легко, как убеждение, что они были отобраны против своей воли и убиты одновременно.

-2

Ритуальные жертвоприношения совершались в начале фараонского Египта. Самые ранние случаи датируются временами правления Накады II (3500-3200 гг. До н.э.). Доказательства человеческих жертвоприношений более отчетливо видны в ранний династический период Египта, когда столица еще находилась в Абидосе. В погребальной камере царя Хор-Аха (3032-3000 г. до н.э.) находилось тридцать шесть могил мужчин в возрасте от 20 до 25 лет, умерших от удушения. В дополнение к этим слугам было найдено еще шесть могил с останками судебных чиновников, слуг и ремесленников.

Мастаба.
Мастаба.

Начиная с фараона Хор-Аха, правители Джер, Джет, Ден, Семерхет, Меритнейт и Каа имели многочисленные жертвоприношения в своих гробницах. У фараона Джета, внука Хор-Ахи, было похоронено 318 человек. Кажется невозможным, что все эти люди умерли в одно и то же время по естественным причинам, заставляя египтологов полагать, что они были принесены в жертву, чтобы присоединиться к своим повелителям в загробной жизни. Однако не только фараоны практиковали жертвоприношения. Гробница времён Первой династии (3218–3035 годы до н.э.) Мастаба, найденная в Саккаре, возможно, не принадлежала фараонам. А это означает, что даже при захоронении частных лиц высокого ранга могли совершаться человеческие жертвоприношения. Эти захоронения содержали останки принесенных в жертву слуг и предметы, обозначающие их особую службу своему правителю, такие как модели лодок с ее капитаном судна, банки с краской для ее художника, каменные сосуды и медные инструменты с ее создателем, горшки и вазы всяческих типов, её гончар и т. д. Всё это означает, что в течение этого периода жертвоприношение не было исключительно отведено фараонам.

Некрополь в Саккаре.
Некрополь в Саккаре.

Во Второй династии правители перенесли свои захоронения с родового кладбища в Абидосе в Саккару. Точка зрения о том, что практика человеческих жертвоприношений прекратилась после Первой династии, является наиболее распространенным мнением среди ученых в этой области. Однако существуют и другие взгляды относительно древнеегипетских человеческих жертвоприношений. Некоторые египтологи полностью дискредитируют человеческие жертвы и ритуальное коллективное самоубийство. Близость вспомогательных могил часто использовалась для доказательства существования жертвоприношений, но также отмечалось, что захоронения рядом с царём были стандартной практикой, которая продолжалась и в Старом Королевстве. Также были разногласия по поводу идеи, что все могилы были построены одновременно. Слуги, найденные в гробницах этого периода, были в основном молодыми мужчинами в возрасте около 20 лет. Женщины, похороненные в могилах, были, скорее всего, слугами, наложницами и женами. К сожалению, мы очень мало знаем о жизнях жертвенных слуг. Это остается препятствием для раскрытия причины прекращения этой практики в Египте.

Рельеф с изображением человеческих жертвоприношений.
Рельеф с изображением человеческих жертвоприношений.

Большинство людей предполагают, что слуги были прислужниками фараона при жизни, но также было высказано предположение, что жертвы были выбраны из числа элитных семей египетского общества. Это сделало бы его символом группового единства и укрепило бы социальные связи. Наиболее распространенными формами убийства слуг были удушение, отравление, перерезание горла и похороны заживо.

Скорее всего со временем, слуги, не видя необходимости умирать, чтобы сопровождать своего правителя в загробный мир, стали сомневаться в осмысленности приносить себя в жертву и потеряли к этому интерес. Снижение также было связано с созданием фигурок Ушебти. Они должны были заменить слуг после смерти. Существуют некоторые косвенные свидетельства того, что эта практика продолжалась и во Второй династии.

Слуги и рабы.
Слуги и рабы.

Были также экономические соображения с принесением в жертву слуг. Так как после таких жертвоприношений наследникам приходилось заново искать слуг и создавать эффективное и верное окружение. Захоронения раскопанные в Саккаре, демонстрируют, что эти люди были не просто чернорабочими, а специализированными слугами, такими как ремесленники, художники, гончары, моряки и т. д., которые были похоронены с со своими вещами и инструментами. Эти соображения одинаково уместны, если, как представляется вероятным, принесенные в жертву слуги были собственными слугами покойного фараона, поскольку их смерти лишали бы его преемника опытных людей. Возник конфликт между потребностями покойного правителя в загробной жизни и экономическими соображениями его наследника. К концу Первой династии потребности живых перевесили потребности мёртвых. Экономика могла быть главной причиной снижения жертвоприношений, а не идеологические изменения в египетском обществе. Окончательный отказ от практики жертвоприношений, по-видимому, был результатом введения христианства в Египте.

-7

Жертвоприношения в древнем Египте - это всё ещё горячо обсуждаемая тема среди египтологов. Похоже, что древние египтяне жертвовали своими слугами, чтобы взять их в загробную жизнь, но только на самых ранних этапах своей обширной истории. А при правлении более поздних династий они нашли экономически выгодные средства, помогающие путешествию фараона в загробную жизнь, такие как создание фигурок Ушебти. Эти статуэтки заменили потребность в человеческом жертвоприношении, в то время как нужды умерших все еще были удовлетворены.

Читайте также: Исчезнувший народ. Кем были скифы?

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, чтобы поддержать автора. Это сильно поможет развитию канала, а также мои новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте.
Также можете заглянуть на мой #youtube канал. Буду очень рад новым подписчикам!
Удачи, и до новых встреч =)
Все изображения взяты в свободном источнике.
© Навигатор