«Случай «Недоросля» — особый. Комедию изучают в школе так рано, что уже к выпускным классам в голове не остается ничего, кроме знаменитой фразы: «Не хочу учиться, хочу жениться» — с этими словами П. Вайля и А. Гениса согласятся многие. Мы воспринимаем пьесу Д.И. Фонвизина прежде всего как памятник литературы эпохи классицизма. Между тем «Недоросль» — не только одна из первых русских комедий, но и смелое для своего времени публицистическое высказывание. Что противозаконного во фразе «Не хочу учиться, хочу жениться», что думал Фонвизин о чинах, службе и воспитании молодого дворянина и почему все положительные герои комедии такие скучные?
ПОЧЕМУ МИТРОФАНУШКЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ И НЕЛЬЗЯ ЖЕНИТЬСЯ?
Комедия Д.И. Фонвизина увидела свет в 1782 году. Для современников драматурга слово «недоросль» — это юридический термин. В России до конца 18 в. так называли молодых дворян, не достигших совершеннолетия и не получивших письменного свидетельства об образовании. Недоросли были лишены некоторых гражданских прав, в частности, права поступать на государственную службу (гражданскую или военную), а также вступать в брак. Митрофану почти 16 лет, а по закону молодым дворянам было дозволено учиться до 20 лет. Таким образом, замысел г-жи Простаковой женить Митрофана на Софье оказывается не только подлым, но еще и преступным: чтобы это осуществить, нужно преступить закон (вспомните знаменитую реплику Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя»). Образ, созданный Д.И. Фонвизиным, оказался настолько живым и запоминающимся, что слово недоросль стало употребляться в значении «глуповатый и грубый молодой человек, великовозрастный невежда».
ПОЧЕМУ МИТРОФАН УЧИТСЯ ДОМА?
В начале XVIII века учебные заведения для дворян — корпуса и гимназии — только начинают создаваться. Домашнее обучение долгое время оставалось обычной практикой в зажиточных благородных семействах. Образование молодого дворянина вменялось родителям в обязанность: закон требовал для дворянских детей непременного обучения для подготовке к службе, что было обременительным для многих семей. Далеко не все дворяне имели возможность нанять хороших учителей, не каждому это было по карману. Как ни удивительно это сегодня звучит, но большинство дворян того времени были безграмотны. Интересный факт: директор Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Шувалов в одном из донесений писал, что многим дворянам было отказано в приеме в это учебное заведение из-за незнания грамоты. Результаты домашнего обучения проверялись на специальных смотрах. Тех, кто не выдерживал экзамен, определяли в матросы. Но во времена Екатерины II контроль за обучением недорослей был ослаблен. Так родилось целое поколение митрофанов, выведенных Фонвизиным в комедии. Госпожа Простакова нанимает учителей для сына, хотя сама презирает науки и даже хвалится тем, что ее родители были неграмотны и детей своих не учили. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» — вспоминает она слова отца. На справедливое замечание Стародума: «Вы, однакож, своего сынка обучаете», помещица простодушно отвечает: «Да ныне век другой, батюшка!» Простакова относится к образованию формально, качество обучения ее совсем не заботит.
«Недоросль» — комедия воспитания, и проблема образования приобретает у Фонвизина государственное значение. По мысли драматурга, домашнее обучение вредно, поскольку дети копируют поведение родителей.
КТО ТАКИЕ ПРОСТАКОВЫ-СКОТИНИНЫ?
Простаковы и Тарас Скотинин — семейство грубых и невежественных дворян середины XVIII века. Они нигде не служат, безвыездно живут в деревне, разоряют имение и крестьян, не заботятся о настоящем воспитании своих детей, однако пользуются всеми сословными привилегиями и, более того, безнаказанно творят в своих владениях беззаконие. «Дворянин, недостойный быть дворянином, подлее его ничего на свете не знаю». Такой дворянин, по Фонвизину, пренебрегает своими обязанностями и злоупотребляет дарованными ему правами. Главный долг любого достойного дворянина — это честная служба (вспомните, что положительные герои комедии служат: Правдин состоит на гражданской службе, Милон — на военной; исключение — Стародум, но и он сожалеет о том, что сгоряча подал прошение об отставке). Если при Петре I служба для дворян была обязательной и пожизненной, то Манифест о вольности дворянства 1762 г. отменил эту обязанность. Право не служить было подтверждено и Екатериной II, подписавшей в 1785 году «Жалованную грамоту дворянству». Освободившись от государственной службы, дворяне, по сути, освободились от любых обязательств перед государством и монархом. Сам Фонвизин был при Екатерине крупным чиновником, принимал активное участие в политической жизни и даже написал «Рассуждение о непременных государственных законах», всерьез надеясь на возможность политических реформ. Безусловно, Фонвизину-просветителю близки идеи Петра I о том, что право принадлежать к благородному сословию должно подтверждаться благородными делами, а не доставаться человеку по праву рождения, что нашло отражение в репликах Стародума («Без знатных дел знатное состояние ничто»). Неслучайно брат Простаковой подчеркивает знатность рода Скотининых, но это обстоятельство ничуть не добавляет ему благородства.
ПО КАКОМУ УКАЗУ ПРОСТАКОВА СЕЧЕТ СВОИХ КРЕПОСТНЫХ?
«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?» — восклицает Простакова (действие V, явление 4). Ссылается помещица на уже упомянутый «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г., подписанный Петром III. По этому закону впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, а также получили право по своему желанию выходить в отставку. Разумеется, ни о новых правах над крепостными, ни о сечении слуг закон не говорит, а, напротив, оговаривает некоторые обязанности «благородного сословия», в частности, закрепляет установленное Петром I обязательное обучение. Однако Манифест отменил наказания для дворян за уклонение от учебы, вместо этого документ взывал к совести главы семьи. Д.И. Фонвизинв пьесе показывает, что Манифест многими был истолкован неверно. «Дворянская вольность по указу 1762 г. многими понята была как увольнение сословия от всех специальных сословных обязанностей с сохранением всех сословных прав», — писал В.О. Ключевский. Екатерина II не только закрепила, но и существенно расширила права дворянства, что давало большой простор для злоупотреблений. Негодование Фонвизина вполне объяснимо, и в своей комедии он выступает с гневным обвинением в сторону большой части благородного сословия. Восклицание Стародума, относящееся к Простаковой: «Мастерица толковать указы!», свидетельствует не столько о ее невежестве, сколько о хитрости, желании трактовать закон с выгодой для себя.
В ЧЕМ ПАРАДОКС «НЕДОРОСЛЯ»?
«Недоросль» — комедия классицистическая, и как в любой пьесе, написанной по канонам классицизма, все персонажи в ней строго делятся на положительных и отрицательных. Но если спросить у школьников, кто из героев им запомнился, заставил улыбнуться, окажется, что полнокровные образы Митрофанушки, его нерадивых учителей, глуповатой, но находчивой Простаковой нравятся им куда больше, чем добродетельные, но умозрительные Стародум, Правдин, Милон и даже Софья. Многие исследователи писали об этом парадоксе «Недоросля». На первый взгляд объяснение очень простое: язык положительных героев пьесы кажется мертвым по сравнению с бойкой речью Простаковых, а их диалоги больше похожи на выдержки из философского трактата, чем на разговорную речь. Порой кажется, что Стародум и Правдин попали в комедию случайно, да и в реальной жизни трудно встретить таких идеальных людей. «Они не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка», — подметил Ключевский. Создавая положительных героев пьесы, Фонвизин скорее стремился высказаться по общественно значимым вопросам, чем нарисовать живые, запоминающиеся образы. «Исправлять нравы» — вот задача, которую ставили перед собой писатели-классицисты. Но талант Фонвизина — сатирика оказался сильнее, чем талант Фонвизина — теоретика и моралиста. Поэтому комические образы — это единственное, что еще способно вызвать у современного читателя комедии смех и сочувствие. В этом и заключается главный парадокс «Недоросля».