Найти тему
Мода в книгах

От манто до стеганой куртки: как грелись героини картин Юрия Пименова

Этот блог посвящен тому, как одеты книжные герои. Но я тут обнаружила ранние работы художника Юрия Пименова и теперь не могу молчать.

Так как осень нас осаждает, и про платья писать холодно, пишу про то, что носили москвички - героини картин Юрия Пименова.

1929, "Московская улица"
1929, "Московская улица"

Ну прямо брррр! Из центра в левый край полотна бодро шагают морозоустойчивые лыжники. Их стремительность и решимость противопоставлена зябкой пробежке торопливыми мелкими шажками девушек в центре картины. Обе дамы носят модные зимние пальто: мы ясно видим и прямоугольный силуэт, и массивные меховые воротники, и оторочку мехом на подоле справа. Девочка жмется к маме, ее лицо тонет в поднятом воротничке, а голову скрывает шапка с помпоном. Однако несмотря на мороз, дама слева носит шелковые чулки. Давайте посмотрим, как выглядели зимние пальто 1920-х в оригинале.

Итак, москвички не отстают от парижанок в главном: в умении ловко обходиться и с пальто, и со шляпками 1920-х. По напряженным лицам мы видим, как им холодно. Однако, вероятно, если б мороза и не было, их пластика не изменилась бы. Просто это такая манера.

1949, "Новый год"
1949, "Новый год"

Мы идем по коридору общей квартиры где-то в центре Москвы, замедляем шаг и заглядываем в открытую дверь комнаты, где собралась большая компания для встречи Нового года. Скоро часы пробьют полночь, и душа компании - офицер в форме - уже встал и приглашает скорее проводить старый год. Торопливо отодвигаются стулья, поднимается женщина в длинном нарядном платье (из бархата) с баской; гости, сидящие по бокам на каких-то приставных местах, уже и так стоят. В сутолке гости неаккуратно снимали галоши перед тем, как войти. Один сапожок валяется на полу, другой вообще потерял свою пару. За окном падает снег. С галош натекли лужицы. А вешалка нагружена лучшей верхней одеждой, которая есть у собравшихся. Дамский лисий полушубок, синее пальто, несколько шляп... Как ни странно, громче всех о возможностях гостей говорят не меха и шляпы, а обувь.

1950, "Зимой в Москве"
1950, "Зимой в Москве"

Самая, пожалуй, демократично одетая девушка Пименова этого периода. Голову ей греет не шляпка, а шапка с помпоном, пальто явно не стесняет движений. Если вы до сих пор считаете, что винтажная вязаная шапка - это скучно, вам сюда:

В общем, надеюсь, вы нашли себе тут подходящий головной убор и уже пустились на поиски вязальных спиц в дальнем ящике комода.

И в финале посмотрим на модные ныне стеганые курточки. Не мы с вами их придумали: их тоже изобрели до нас.

В 1970-х стегаными были не только осенние куртки - но... и вечерняя одежда

Болеро из искусственного шелка, Виктор Коста, 1970-е годы
Болеро из искусственного шелка, Виктор Коста, 1970-е годы

А вот более обыденный вариант (как на картинах)

Стеганая куртка 1970-х гг.
Стеганая куртка 1970-х гг.

Меня вот больше привлекает всё остальное в облике девушки за столиком кафе: модные ныне кеды и джинсы, открывающие щиколотку. Спутник ее, кстати, как и нынче, модно-бородат и курит трубку, уподобляясь старику Хемингуэю. Но старина Хэм совсем про одежду не писал! Я проверяла. На том и прощаюсь.

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", ставьте лайки и делитесь. А 3 ноября в "Центре Гиляровского" (Москва) в 19-00 будет лекция с ретродефиле, посвященная одежде героинь картин Пименова.

Другие статьи о героинях Пименова тут, вот тут и вон там.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц