Графический роман с интригующим названием “Гигантская борода, которая была злом” радует оригинальным сюжетом. В рисованной истории Стивен Коллинз виртуозно соединил реалистичное и фантастическое. Дейв живет на острове Тут, безупречном, опрятном и понятном. Здесь главенствует порядок, строго соблюдаются законы, а еще мужчины не носят бороды.
Каждый день Дейв ходит на работу в самом центре Тут, которая дарит ему “ощущение безопасности, спокойствия и ясности”. Дейв делает презентации. Никто в его офисе толком не знает, чем занимается их компания.
После работы он возвращается домой. Его коттедж находится на берегу моря, но Дейв даже не смотрит на него, потому что по ту сторону моря находится загадочное неизвестное Там, о котором все стараются не думать, но в мыслях постоянно возвращаются к нему.
В свободное время Дейв рисует свою улицу и слушает одну и ту же песню — “Eternal flame” группы the Bangles.
Спокойной жизни Тут приходит конец, когда однажды во время традиционной презентации у Дейва начинает расти борода, не такая, с какой может справиться умелый барбер, а своенравная, стремящаяся захватить остров, настоящее чудовище. Это событие навсегда изменило не только его жизнь, но и жизни многих граждан Тут. Для них борода стала символом надвигающегося хаоса. Удивительно, что они отказываются признавать очевидное: их остров окружен хаосом, способным ворваться в уютный мирок Тут в любую минуту, а ситуация с бородой может произойти с каждым из них.
На примере истории Дейва, в один день из лысоватого офисного сотрудника превратившегося в бородатого анархиста, злостного нарушителя общественного порядка, автор предлагает читателям поразмышлять над несколькими важными темами. Пожалуй, самая очевидная мысль — о том, как непросто быть непохожим на других.
Идея неожиданной и необъяснимой метаморфозы героя роднит графический роман Стивена Коллинза с “Превращением” Кафки, хотя, на мой взгляд, несчастному Грегору Замзе, проснувшемуся в обличье огромного мерзкого насекомого, повезло чуть меньше, нежели Дейву. Открытый финал “Гигантской бороды...” оставляет надежду на спасение героя и счастливую жизнь в новом мире, Там.
Не менее важные темы графического романа — страх перед неизвестностью (что находится Там, чем занимается корпорация Дейва, имеет ли хоть какой-то смысл его работа?) и боязнь перемен. Хаос не только окружает остров Тут, он скрыт внутри каждого жителя. Другое дело, что они сдерживают его изо всех сил: сначала на рутинной работе, потом в идеальных домах, на улицах с образцовым порядком, где можно день за днем рисовать один и тот же вид с одними и теми же кошками и слушать одну и ту же песню. Но так ли плохо отступление от правил? Эксперименты с одеждой, прическами и новые привычки пришлись по душе жителям Тут. Возможно, этого-то им всегда и не хватало, чтобы почувствовать себя счастливыми. Немного хаоса?
Черно-белая цветовая палитра “Гигантской бороды...” смотрится очень стильно и гармонично. Стивен Коллинз работает карандашом. Отказываясь от цвета, автор делает акцент на тоне и штрихе. Он создает потрясающие силуэты дьявольской бороды, которая принимает самые разные формы. Она то протягивает когтистые руки, то извивается морскими волнами. Причудливые образы бороды контрастируют с простыми формами, которые можно встретить на улицах Тут: аккуратными деревьями с овальными кронами, ровными заборами, прямоугольниками окон.
Здорово понаблюдать за переменами в рисунках Дейва. В другой ситуации он мог бы легко уйти из офиса и стать популярным портретистом Тут. Дейв создал немало выразительных скетчей — галерею лиц в профиль и в анфас, запечатлел все изменения, происходившие с жителями, именно он оценил преображающую творческую силу хаоса в действии.
Стивен Коллинз — иллюстратор и мультипликатор из Лондона. Он публикует еженедельные комиксы в журнале The Guardian. “Гигантская борода, которая была злом” (2013) стала его первым графическим романом. Книгу номинировали на несколько премий, в том числе на премию имени Уилла Айснера в 2015 году в двух номинациях — “лучший художник” и “лучший графический роман”.