Жизнь горожан XVIII века была наполнена благоуханием сточных канав, лошадиного навоза, ароматом немытых тел, гниющих отходов мясных и овощных лавок.
Знатные господа стремились перебить уличную вонь ароматами духов и все новшества парфюмерии воспринимались с восторгом.
В 1709 году в немецком городе Кёльне открыл парфюмерную лавку итальянец Джованни Мария Фарина. У него впервые появилась невиданная прежде душистая Кёльнская вода (по французски это звучало как Eau de Cologne (о-де-колон). Приятный свежий запах очень полюбился местным жителям и дело Фарины процветало. Заветный семейный рецепт хранился в строгой тайне.
Как ни странно, распространению душистой воды помогла семилетняя война (1756-1763 гг). Французы в 1756 году вошли в Кёльн и не обошли вниманием парфюмерную лавку, где сразу оценили фирменную душистую воду.
Так Кёльнская вода попала во Францию, где местные парфюмеры начали подбирать аналоги популярному аромату.
Секрет фирменной воды удалось разгадать к началу ХХ века. Для своего одеколона Фарина использовал виноградный спирт высшего качества. В течение десятилетий он настаивался в кедровых бочках вместе с натуральными эфирными маслами, формируя изысканный букет и неповторимые нюансы. Несомненный талант и чутьё парфюмера позволили Джованни Фарина подобрать идеальную пропорцию компонентов: лимонного, бергамотового и розмаринового масел с малабарским кардамоном и добавлением настоя цветков померанцевого дерева.
Вошедший в моду одеколон стоил немало и был доступен далеко не всем. В Россию одеколон попал как подарок короля Фридриха II императрице Екатерине II, .который сразу полюбился придворным вельможам.
Оценил душистую воду французский император Наполеон Бонапарт. Он, можно сказать, пристрастился к приятной свежести одеколона – принимал с ним ванны и буквально пропитывал его ароматом всю одежду, расходуя в день несколько флаконов.
Бонапарту мир обязан появлению плоских флаконов, которые удобно было носить в кармане.
Армия Наполеона занесла одеколон в Россию в качестве трофеев. Русские солдаты оценили крепкую и душистую воду, которая часто попадалась в захваченных обозах неприятеля.
Одеколон Фарины рекомендовалось применять не только по назначению, но и внутрь от 20 до 60 капель, разведенных в воде или вине против головных болей и от сердцебиений.
Поклонниками и заказчиками Кёльнской воды были не только монархи. Писатели и философы Вольтер, Гёте, Николай Гоголь, Лев Толстой полюбили одеколон, как источник аромата, способствующего вдохновению.
Предприятие Фарина со временем разрасталось, под его маркой в XIX веке существовал парфюмерный дом Вильгельма Мюленса, располагавшийся в здании под номером 4711. Этот номер стал названием нового популярного одеколона и брендом компании.
Ещё во времена наполеоновских походов для солдат производили гигиеническое дезинфицирующее средство на спирту с добавлением эфирных масел бергамота, лимона и нероли. Это средство из трёх масел легло в основу «Тройного» одеколона, который с удовольствием покупали в России.
Позднее появилась не менее популярная марка – знаменитый «Шипр» (французское произношение названия о.Кипр). с ароматом кипрского мха, цитрусов и цветов.
Конечно натуральное сырьё, придававшее одеколону неповторимый аромат и качество со временем было заменено синтетическим, аромат потерял шик и соответственно, упал в цене, превратившись в дешевое гигиеническое средство.