Сказка Кеннета Грэмма «Ветер в ивах» — не самая популярная среди русскоязычных читателей. Но всё же в списке книг для внеклассного чтения ее можно встретить. И я здесь не буду приводить готовый отзыв об этом произведении для школьного читательского дневника, так как это взрослый литературный канал.
Тем не менее, на материале героев и событий книги давайте отметим её главную мысль . Тому, кто не хочет запутаться в терминах, напомню, что главную мысль еще называют основной мыслью, идеей или авторской позицией. Всё это означает одно и то же: что хочет сказать автор написанным текстом.
Подсказку ищите в заголовке. Почему сказка названа «Ветер в ивах»? Ведь она, кажется, не про ветер, а про друзей. Про Крота, Крыса, Выдру, Барсука и Жабу. Всю дорогу друзья пытаются вразумить мистера Жабу, заставить его жить нормальной жизнью, не рисковать здоровьем и не причинять вреда другим.
Всё заканчивается благополучно, Жаба признает ошибки, обещает быть хорошим и получает с помощью друзей обратно свой дом. Но, простите, при чём тут «Ветер в ивах»? Тут есть над чем подумать.
Прежде всего старайтесь заострять своё внимания на события и явления в художественной книге, которые повторяются. По-другому говоря, ищите ведущие мотивы. Элементы сюжета, взятые в повторяемости, в закономерности.
Считаю, что главный мотив сказки «Ветер в ивах» — неизбежное возвращение в родной дом, в родную природу, к родным людям. Давайте проследим повторяемость этого мотива.
В самом начале мистер Крот по зову души убегает из дома и поселяется дома у мистера Рэта. Долгое время они путешествуют, проводят время вместе, но зимой совершенно неожиданно Крота потянуло домой. Он возвращается и очень этому радуется.
Следующим по жизни заблудился Жаба. Он заболел новым увлечением — автомобилями. Человек он не постоянный, полученным в наследство домом не занимается, карманные деньги разбазаривает. Его вернуть на правильный путь друзьям удается труднее всего.
Затем из дома убежал и потерялся малыш Портли — сын мистера Выдры. Крот и Рэт отправляются на интуитивные ночные поиски потерявшегося и очень быстро находят его. Вот тут-то ветер в ивах представлен как живое существо. Услышать голос ветра способен сначала только пылкий Рэт. Но вскоре вслед за ним чутьё обостряется и у Крота.
Они находят детеныша Выдры по звуку свирели, на которой играет кто-то, кого автор прямо не называет. Это существо встретилось с ними взглядом, привело в состояние транса и заставило забыть об этой встрече. В полусне Рэт слышит песню ветра. Слышимый голос успокаивает друзей, обещает помогать в поиске заблудших, советует не беспокоиться и уверяет в своей дружбе.
Следующим пытается сорваться с места Рэт. Он очаровался рассказами бродячего морского крыса. И уже готов был по предложению нового знакомого уехать из дома куда глаза глядят, но на счастье был остановлен Кротом.
И только Барсук из всей этой компании — самая сознательная личность. Он никуда не рвётся, дорожит своим домом, друзьями, любимыми делами. То есть из всей компании Барсук самый старший и мудрый.
Не надо забывать и разговор Рэта с перелётными птицами. Они ему доходчиво объяснили свои очущения перед полетом и перед возвращением. Рэт не понимает и не может понять перелетных.
Сказка «Ветер в ивах» учит постоянству, желанию дорожить родными местами и близкими людьми. Противостоять темной силе, которая стремится согнать человека с места.
Основная мысль (авторская позиция) проявлена в стремлении сохранить связь с родными местами, с родными людьми. Ибо они есть место светлой силы, а она, если ей доверять, вернёт заблудших, не оставит их без защиты. Вот что слышат герои в звука ветра, колышущего камыши и ивы.
Если еще не читали «Ветер в ивах», обязательно прочтите.