Водонапорная Башня получила статус окн!
ГУКН МО в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включен объект культурного наследия регионального значения. https://gukn.mosreg.ru/dokumenty/gosudarstvennaya-ohrana-obektov-kulturnogo-na/gosudarstvennyy-uchet-obektov-kulturnogo-nasl/06-09-2023-11-10-26-rasporyazhenie-35rv-517-o-vklyuchenii-vyyavlennogo
«Водонапорная башня железнодорожной станции Мытищи, 1896-1898 гг.», расположенный по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, город Мытищи, улица Колонцова, строение 4/95. Тем же распоряжением утверждены границы и режим использования территории памятника, а также предмет охраны.
ГУКН МО выдано разрешение на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия регионального значения. В рамках выданного разрешения планируется проведение исследований конструкций памятника в виде зондажей и шурфов с целью установления состояния конструкций цоколя. https://t.me/GUKnMosreg/1284
То, что государство решило взять под охрану Башню и наделить ее статусом окн позволит сохранить ее, в какой-то мере, от сноса и разрушения.
Радует что власти позаботились о культурном наследии Мытищ.
Еще один пожар на Башне - 1 октября 2023 г
Водонапорная Башня ММЗ в Мытищах, не успев получить статус окн уже загорелась. Не странно ли это, особенно учитывая то, что впритык к ней застройщик ПИК планирует возведение небоскребов. Сейчас, когда Башня получила статус объекта культурного наследия, она получила защитную зону 100 метров - в ней нельзя вести строительство.
Ночью 1 октября в Мытищинской водонапорной башне произошел пожар. Очевидцы сообщили о клубах дыма, идущих с верхних этажей башни, об огне под крышей, а также о пожарной машине на месте происшествия. В пожарно-спасательной части №17 сообщили, что им известно о возгорании в башне, однако о причинах пожара сообщить отказались. Утром местные жители передали, что крыша башни прогорела насквозь.
Башня расположена на полностью огороженной территории стройплощадки «ЖК Яуза парк» группа компаний ПИК . Градозащитники считают, что пожар может быть связан с противоречиями вокруг новых зон охраны, которые препятствуют строительству многоэтажных парковок в 20 метрах от башни.
10 июля 2023 года Минжилполитики Подмосковья согласовало жилую застройку на территории бывшего Метровагонмаша, а 11 августа 2023 года выдали разрешение на строительство Подземно-наземного паркинга с помещением шиномонтажа. https://vk.com/wall-210899217_2454
ЖК «Яуза парк» планировал строительство 9-этажных паркингов и высотных зданий в 20-35 метрах от памятника архитектуры. Теперь башня оказалась в центре строительной площадки «ПИК-УК», который планирует вблизи башни:
- 4-этажный ТЦ,
- многофункциональный комплекс (офисный центр в 25 этажей с 9-этажным паркингом),
- жилой дом в 25 и в 15 этажей.
Кстати, башня фигурирует на всех рендерах проекта как привлекательный исторический акцент территории.
Подробнее в посте https://vk.com/wall-94173633_6800 https://hraniteli-nasledia.com/articles/moskovskaya-oblast/voskresnyy-pozhar-v-mytishchakh/
Сейчас, когда Башня ММЗ получила статус окн, застройщикам придется переделывать свой проект застройки, и отодвигать планируемые здания за 100 метровый рубеж.
Незаконное строительство в защитных зонах Башни
Несмотря на запрет строительства в защитных зонах Башни, продолжается строительство.
6 сентября 2023 года Главное управление культурного наследия Московской области ГУКН МО) включило водонапорную башню в реестр объектов культурного наследия, что предусматривает категорический запрет строительства в 100-метровой защитной зоне башни. Однако, несмотря на это, Спецзастройщик "НМ-Консалт" продолжал работы в непосредственной близости от башни.
В 2022 году застройщик дважды пытался согласовать раздел проекта застройки ЖК «Яуза парк», который разрешал бы строительство 9-этажных паркингов в 20 метрах от памятника архитектуры, оправдывая строительство наличием растительности, которая скрывает архитектурный облик башни, а значит 9-этажные паркинг не повредят её восприятию. Московское областное отделение ВООПИК дважды направляло замечания в рамках общественных обсуждений акта экспертизы проекта, и по итогам обсуждений ГУКН МО отказало застройщику в согласовании раздела проекта.
Комментарий ВООПИиК
«Башня всегда находилась на закрытой территории. Но еще совсем недавно к ней можно было подойти, - рассказала «Хранителям Наследия» Алла Громинова, председатель совета Московского областного совета ВООПИК.
- Сейчас все вокруг закрыто глухими заборами. В Мособлотделение ВООПИК обратились жители г. Мытищи с сообщением о незаконных строительных работах, проводимых ООО «ПИК-Управляющая компания» на земельных участках, непосредственно связанных с территорией объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня Мытищинского вагоностроительного завода, 1896-1898 гг.» 25 сентября я выехала с проверкой. На территорию нас не пустили. Сказали, что доступ к объекту культурного наследия разрешен только ГУКН МО и администрации Мытищи. Это нарушение статьи 47.4 «Требования к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия, включенному в реестр» Закона №73-ФЗ.Строительство «ЖК Яуза парк» группа компаний ПИК (подрядчик – ООО «Специализированный застройщик «НМ-КОНСАЛТ»)».
Кроме того, как подчеркивают в ВООПИК, до сих пор так и не согласован Акт ГИКЭ на раздел проекта по обеспечению сохранности башни как ОКН. В 2022 году застройщик дважды пытался согласовать раздел проекта застройки ЖК «Яуза парк», который разрешал бы строительство 9-этажных паркингов в 20 метрах от памятника архитектуры, оправдывая строительство наличием растительности, которая скрывает архитектурный облик башни, а значит 9-этажный паркинг не повредит её восприятию. Московское областное отделение ВООПИК дважды направляло замечания в рамках общественных обсуждений акта экспертизы проекта, и по итогам обсуждений ГУКН МО отказало застройщику в согласовании раздела проекта.
«Мы, конечно же, не можем утверждать, что стало причиной пожара, - считает Алла Громинова. - По моему мнению, это не поджог, а халатное отношение к памятнику. Мы все же рассчитываем на конструктивный диалог с застройщиком, раз уж он привлекает покупателей – судя по фото на рекламных стендах – в том числе и историческим памятником».
Ну а пока - свои обращения Московское областное отделение ВООПИК направило в Прокуратуру Московской области и в ГУКН Московской области.
Водонапорная Башня Метровагонмаша – символ Мытищ, её видно подъезжая к станции.
НА ВОДОНАПОРНОЙ БАШНЕ ЗАПРЕТИЛИ РАЗМЕЩАТЬ РЕКЛАМУ И УСТАНАВЛИВАТЬ КОНДИЦИОНЕРЫ.
Ведомство ГУКН определил границы территории и режим использования Водонапорной Башни Метровагонмаша, подробнее
Водонапорная башня Мытищинского вагоностроительного завода (1896-1898 гг.) признана выявленным объектом культурного наследия. В этой связи в правительстве МО утвердили границы территории и режим использования.объекта. Границы его установлены на расстоянии от 20 до 30 метров от определенных точек.
Что касается режима использования, то среди прочего разрешается проводить работы по сохранению башни и обеспечивать меры антипожарной безопасности. Это более чем необходимо, так как Башня находится в довольно неказистом состоянии: на ней имел место пожар, выбиты окна, она поросла кустами и растениями, которые её разрушают. Отныне в установленных границах объекта запрещаются любое строительство и хозяйственная деятельность. изменение планировки и благоустройство. а также размещение на башне рекламных конструкций, кондиционеров и т. д.
Распоряжение об утверждении границ и режима использования Водонапорной башни выпустило Главное управление культурного наследия МО, ранее допустившее чудовищный по масштабу потерь снос архитектурного комплекса Мытищинского вагоностроительного завода. Специалисты называли его «Мытищинским кремлем». Водонапорная башня — то немногое, что от него осталось.
Территория Метровагонмаша - Водонапорной Башни и корпуса старинных цехов - являлась до сноса цельным ансамблем памятников промышленной архитектуры, образцом заводского транспортного машиностроения конца ХIХ - середины ХХ веков. От ансамбля завода Метровагонмаш осталась только Водонапорная Башня, которая стоит у ж/д вокзала.
Пожар на Башне в 2019 г
Люди обрадовались, что Водонапорная Башня хотя бы осталась цела. Но, не тут-то было – утром 27 июля 2019 года на видео был зафиксирован поджог на ней. Ранее очевидцы видели, как из Водонапорной Башни выносили металлолом. Видео https://youtu.be/8gg45AY6TMo
После пожара люди испугались, что это закончится сносом Башни тоже, и стали писать властям. Вызывало опасение то, что произошедший пожар повлияет на сохранность здания и крыши, в окнах отсутствовали стекла. Ответы властей можно посмотреть по ссылке https://yadi.sk/d/3xZX6osFDG51nw?w=1
Я писала В В Жириновскому, и он сделал запрос, и добился консервации Башни.
В результате проверки проведенной Управлением Культ. наследия МО владельцам здания были выданы предписания закрыть оконные проемы, и обеспечить защиту здания от осадков - ремонт крыши.
Судя по ответу работы по ремонту были выполнены, здание законсервировано от проникновения посторонних лиц.
Но, сейчас, много стекол опять отсутствуют, выбиты, окна открыты. На стенах и крыше здания Водонапорной Башни проросли растения и деревья, что её разрушает. Необходимо провести реставрацию, убрать древесную поросль, поставить окна и законсервировать помещение Водонапорной Башни. Если в Водонапорной Башне будут повторятся пожары, то она придет в такое ветхое состояние, что её снесут. Заводу Метровагонмаш оказались не нужны старые исторические корпуса. И Водонапорная Башня тоже, по-видимому, мешает, и будут приложены все усилия, чтобы она пришла в такое состояние, что её останется только снести. Уже сейчас можно увидеть, что окна в ней выбиты и распахнуты, видимо внутри все выгорело.
Необходимо:
1) Остановить незаконное строительство вблизи Башни, и наказать виновных в ее поджоге.
2) Провести реставрацию, убрать древесную поросль со стен, поставить окна и законсервировать помещение Водонапорной Башни.
3) Продумать план, её дальнейшей эксплуатации – как культурный, социальный, или торговый объект. Например, как офис Мытищинского отделения ВООПИиК, которое нуждается в офисе. Нужна программа по дальнейшей эксплуатации Водонапорной Башни, в которой можно разметить точки общепита - кафе и бары. Из неё получилось бы отличное выставочное пространство, наподобие Хлебозавода, Artplay, Флакона. В Водонапорной Башне можно было бы сделать какую-нибудь студию, творческую мастерскую, детские студии, кружки.
4) Наказать по закону виновных в сносе ансамбля Метровагонмаша. Метровагонмаш являлся ценным памятником архитектуры, но, несмотря на это, осуществилось противозаконное и варварское его разрушение. Снос ансамбля Метровагонмаша – это вопиющее преступление, как можно было допустить уничтожение здание построенного С Мамонтовым?
Нарушаются следующие законы РФ
· ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия».
· УК РФ Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия.
Что можно сделать для спасения Водонапорной Башни Мытищ?
1) Подпишите Петицию http://chng.it/gnqwvrJ8sb
2) Отправить обращения властным инстанциям.Текст для обращений по ссылке https://disk.yandex.ru/i/l_OUrMdWyl_8Xw
Ниже написано, куда писать
3) Максимальный РЕПОСТ!!! Каждый голос важен, поэтому нужно максимально распространить среди своих друзей и знакомых данную информацию!
4) Создайте флешмоб - выложите фото и видео с призывом Спасти Водонапорную Башню Мытищ, с хэштегами: #Водонапорная_Башня_Мытищ #СПАСИ_водонапорную_башню #Мытищи_Башня #save_Мытищи_Башня
С ответами на наши обращения можно ознакомится здесь
❗Отправить:
Президенту РФ
В. В. Путину http://letters.kremlin.ru
Написав несколько слов о проблеме, прикрепить текст во вложении.
(В Приемной нельзя скопировать заготовленный текст)
В Приемную Думы
https://priemnaya.parliament.gov.ru
Написав несколько слов о проблеме, прикрепить текст во вложении.
(В Приемной нельзя скопировать заготовленный текст)
Выбрать Тему:
В окошке «Тематика» появится вкладка – выбрать 2 раза
1) Образование, Наука, культура
2) Гос. контроль и надзор в сфере сохранения культурного наследия
Отправить адресатам, выбрав тематику письма:
Отправить в «Комитет ГД по культуре» Отправить в «Комитет ГД по развитию гражданского общества и ….» Отправить в «Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству» ГД Отправьте всем лицам из руководства Думы. Во все фракции ГД.
Можно написать еще по собственному усмотрению любым депутатам, и фракциям
В В Володину, председателю ГД
О В Тимофеевой зам пред. ГД
П О Толстому зам пред. ГД
Правительство Российской Федерации
http://services.government.ru/letters/
Генпрокуратура https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/
Минкультуры России
https://www.mkrf.ru/desk/
Главное управление культурного наследия Московской области
gukn@mosreg.ru
Главе Мытищ https://mytyshi.ru/ep/
inform@mytyshi.ru
Губернатор Московской области Воробьев Андрей Юрьевич
andreyvorobiev@mosreg.ru
В администрацию Мытищ Покатило Сергею Владимировичу ymka.mr@mail.ru
М Мурзакову (депутату ЕР по Мытищам) m.n.murzakov@mail.ru
Р Б Астахову (депутату КПРФ по Мытищам) r.b.astahov@yandex.ru
Председатель Совета депутатов городского округа Мытищи
Андрей Гореликов andreygorelikov@mytyshi.ru
Следственный комитет https://sledcom.ru/reception
Бастрыкин Приёмная Председателя СК России https://vk.com/priemnaya_bastrikina
ФСБ http://www.fsb.ru/fsb/webreception.htm
Метровагонмаш info@metrowagonmash.ru
ВООПИиК csvoopik@mail.ru
Председатель совета Московского областного отделения ВООПИиК Громинова Алла Алексеевна grominova@mail.ru
Центральная приемная Председателя Партии ЕДИНАЯ РОССИЯ
E-mail: priem.pp@edinros.ru
Центральный Аппарат партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
E-mail: priemnaya@spravedlivo.ru
Центральный Аппарат партии ЛДПР https://ldpr.ru/contacts
КПРФ Электронная почта для обращений zyuganov@kprf.ru
История Водонапорной Башни:
Год постройки: между 1890-1900 г.г., предположительно в 1896 г.
Архитекторы, предположительно, Лев Николаевич Кекушев и Илларион Александрович Иванов-Шиц.
Построена для железной дороги. На верхнем этаже башни до пожара в башне 27.07.2019 г. находились ёмкости для воды. Эти ёмкости представляли собой прекрасно сохранившиеся, клёпанные медные баки – они есть на фото. Заводом Водонапорная Башня использовалась для хранения архива. Краеведы рассказывают, что в медных баках башни находился архив. Что стало после пожара с интерьером, баками, и архивом, предположить трудно.
Специалисты и краеведы не допускались руководством Метровагонмаша в Водонапорную Башню, для того чтобы забрать архив. Теперь же архив, по-видимому, сгорел. А металлолом, который, как видели очевидцы, выносившийся перед пожаром из Водонапорной Башни, вполне может оказаться уникальными клепанными дореволюционными медными баками. Медь же вообще-то ценный металл.
Здание выполнено в характерном для индустриальной архитектуры конца XIX – начала ХХ веков псевдорусском стиле. В плане прямоугольное здание с закругленными боковыми фасадами, имеет 5 визуальных уровней. Оба центральных фасада симметрично декорированы трехэтажным арочным объемом, завершенным рустованным архивольтом. Первый уровень имеет декоративные элементы окон, в форме выделенной рустом лучевой кладки, характерный для индустриальной архитектуры. Арочные окна второго уровня имеют «богатый» декор в форме архивольтов с замковым камнем. Окна трех центральных уровней, а также заложенные окна пятого уровня имеют форму, приближенную к готическим витражам, с визуальным легким арочным заострением.
Щипец обоих главных фасадов выполнен также в характерном псевдорусском стиле с ложными башенками по бокам. Сложноскатная крыша башни по боковым фасадам имеет декор в виде мерлонов, характерных для оборонительных стен.
Специалисты ВООПИиК вели работу по внесению Метровагонмаша в реестр памятников культурного наследия.
https://gukn.mosreg.ru/dokumenty/protivodeystvie-korrupcii/antikorrupcionnaya-ekspertiza/27-06-2018-17-50-24-o-vklyuchenii-v-perechen-vyyavlennykh-obektov-kult?fbclid=IwAR1xaVEgp9RUzRoD0VWkhh98Tt19G8sVLAy4WV5e2I6CQkfzRX_Y3QNxzYg&utm_referrer=https%3A%2F%2Fl.facebook.com%2F
Вероломный снос архитектурного памятника Метровагонмаш В 2018 году транслировали многие тв каналы и сми. Ответственность за снос ансамбля Метровагонмаша лежит на предприятии Метровагонмаш, которое на момент сноса являлось его владельцем.
Немного истории снесённого Метровагонмаша:
Ансамбль Мытищинского вагоностроительного завода, создан в конце ХIХ - середине ХХ века. Основатели вагоностроительного завода в Мытищах - потомственный почётный гражданин, известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов, дворянин и предприниматель Константин Дмитриевич Арцыбушев и гражданин Североамериканских Соединённых Штатов, временный московской 1-й гильдии купец, инженер Александр Вениаминович Бари.
По своему техническому оснащению завод предназначался для постройки товарного и пассажирского подвижного состава и изготовления запасных вагонных частей. До революции завод в разное время выпускал конки, трамваи, пассажирские вагоны, крытые товарные вагоны, багажные вагоны, платформы, вагоны-ледники, вагоны-снегоочистители, по военному заказу - санитарный поезд. В 1911 г. был налажен выпуск ткацких станков. В 1915 г. получен большой государственный заказ на выпуск пассажирских и товарных вагонов.
С 1926 г. на заводе стали выпускаться металлические вагоны для электрифицированных дорог, с 1929 г. составы пригородных вагонов (электричек). На заводе успешно была внедрена электросварка.
Большим этапом в истории завода является освоение производства вагонов метро. Перед Мытищинским заводом была поставлена задача обеспечения вагонами Московского Метрополитена. Проект вагона для метрополитена был разработан в Центральном вагоноконструкторском бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов под руководством Петра Ивановича Травина. 17 мая 1933 г. был издан приказ о производстве работ по метровагонам. За ходом освоения производства вагонов метро следила вся страна.
История завода и судьбы заводчан неразрывно связана с историей России. Память о знаменитых людях, связанных с заводом, и их участие в исторических событиях была увековечена на 5-ти мемориальных досках, находившихся на стене заводского корпуса, выходящей на улицу Колонцова. Также в честь участников революционных событий и Великой Отечественной Войны на территории завода, в сквере у здания Проходной был установлен монумент революционной и боевой славы. Фамилии 145 заводчан, погибших в годы Великой Отечественной Войны, были высечены на граните стелы мемориального комплекса. Память о Героях Советского Союза, удостоенных звания посмертно, была отражена на 2-х мемориальных досках, установленных внутри завода, на зданиях цехов, где они работали. Что теперь с мемориальными досками? Снесены вместе с остальными зданиями? И что будет с монументом?
Как Водонапорная башня выглядит внутри удалось снять человеку под псевдонимом Злой Череп, который проник в Башню и снял все внутри. Но, там очень темно, и мне пришлось осветить видео https://youtu.be/v2fQXqx-fZI
На видео видно, что клепаные медные котлы для воды в целости.
В статье использованы материалы Московского областного отделения ВООПИиК.
Ссылки
https://gukn.mosreg.ru/dokumenty/gosudarstvennaya-ohrana-obektov-kulturnogo-na/gosudarstvennyy-uchet-obektov-kulturnogo-nasl/06-09-2023-11-10-26-rasporyazhenie-35rv-517-o-vklyuchenii-vyyavlennogo
https://vk.com/wall-210899217_2454
https://t.me/GUKnMosreg/1284
https://vk.com/wall-94173633_6800
https://hraniteli-nasledia.com/articles/moskovskaya-oblast/voskresnyy-pozhar-v-mytishchakh/
https://dzen.ru/video/watch/6518d368ae41de52fa9a89c1
https://dzen.ru/b/ZRpZktYM2kfxgKBf
https://www.mk-mosobl.ru/incident/2023/10/02/v-podmoskove-nochyu-gorela-mytishhinskaya-vodonapornaya-bashnya.html