Согласно Законам Ману, самая высокая варна (и касты тоже), это варна брахманов. Но, может быть, это не совсем так? Может ли брахман быть «ниже», скажем, крестьянина?
Оказывается, может такое быть. Например, в Пенджабе (не во всем, конечно же, только в нескольких деревнях) жители считают, что брахманы совсем не «высшая» варна (каста тоже). На первом месте здесь стоят землевладельцы, так называемые «джаты». Причем так считают не только сами джаты, но и, даже, представители неприкасаемых. Джаты и неприкасаемые, из уважения к традиции, поставили брахманов на второе место по старшинству каст, а местные вайшьи (торговцы), сместили брахманов еще ниже, на третье, по значимости, место в иерархии каст в своей местности.
Даже сами брахманы этих деревень скромно «отодвинули» себя на второе место. Но почему? Дело в том, что эти самые брахманы намного беднее джатов и вайшьев, не имеют своей земли им, даже трудятся в качестве батраков на землях вайшьев (!). Отсюда и «второе место» в старшинстве местных каст. То есть, получается, что верховенство (варны) касты брахманов на проверку оказывается не таким уж абсолютным и, в некоторых районах Индии, местные жители «сдвигают» их на вторые и, даже третьи места по верховенству каст. Но, заметьте, ниже третьего места брахманов не ставят, отдавая дань уважения записанному в священных книгах, где говорится о том, что «… брахманы – это воплощение бога на земле…».
Но, почему же земледельцы и торговцы считают, что их брахманы не могут занимать главенствующее положение в иерархии каст? Все достаточно просто. Обработка земли в Индии всегда считалась делом почетным. Однако обрабатывать землю, чтобы быть уважаемым человеком, не достаточно. Необходимое условие для человека «высшей касты» - наличие земли в собственности. Не важно, сам ты ее обрабатываешь или нанятые работники, главное, чтобы эта земля была твоей. Брахманы этого региона раньше были крупными землевладельцами, но, затем, по разным причинам, эту собственность утратили. И, даже, стали наниматься батраками к тем, у кого в собственности земля была. А если ты, (брахман ли, либо представитель любой другой варны (касты)) работаешь не на себя, а на другого человека, то, тем самым твой статус в глазах представителей других варн (каст) падает и главенство варны (касты), к которой ты относишься, соответственно снижается…
Вот такие вот странности «незыблемого» кастового строя существовали и, существуют в Индии.
На этом позвольте закончить, дорогие друзья.
Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх»! (Вам не сложно, а автору приятно)) ).
Пишите свои комментарии и, делитесь статьей с друзьями.
А чтобы не пропускать других интересностей, подписывайтесь на канал «Школа-Дома», если вы еще этого не сделали!
Благодарю вас за внимание!
До новых встреч!