Найти тему
Кладовка

Ваша последняя лекция про текст: лекция Максима Ильяхова

5 принципов, которые нужно знать и использовать при написании текста.

1. Мир читателя

Если текст написан о чем-то важном, его прочитают. Но если нет, тогда что? Тогда, смотря кто пишет. Если автор классный сам по себе и интересен читателю, любой его текст прочитают.

Иногда польза в том, что мы просто последили за человеком.

Люди любят читать о себе и любят, когда читают о них, а вот читать других интересно только если чтение приносит:

  • прагматическую пользу,
  • социальную пользу,
  • эмоциональную пользу.

Прагматическая польза — это то, что можно измерить деньгами или их производными: временем, ресурсами, которые мы можем обменивать.

Чтобы текст с прагматической пользой зашел, эта тема должна быть в голове читателя, если ее нет, читатель пройдет мимо, отклика не будет, хотя статья может быть интересной, отлично написана и проиллюстрирована.

Например: 10 способов повысить зарплату…

Как повысить зарплату…

Техника повышения зарплаты…

Новый метод повышения зарплаты…

Формулировка не так важна: если читателю интересна эта тема, он кликнет, если нет — пройдет мимо. В этом минус прагматических статей: они могут быть классно сделаны, но не получать достаточно откликов, потому что этой темы нет в голове у читателя.

Лайфхак: добавляйте слово «названы» в любой текст и его конверсия повысится в 1,5 раза.

Социальная польза — когда читаем что-то, что денег не приносит, но почему-то интересно. Тексты с социальным полезным действием работают на социальное сближение между людьми.

Например: Что носят миллиардеры из Кремниевой долины.

Это не про прагматическую пользу — читатель не ищет фэшн-совета от Марка Цукерберга, но если он уже одевается как Марк Цукерберг, то… он тоже немного Марк Цукерберг (на него похож).

То есть мы готовы читать статьи, которые говорят нам хорошие мы или плохие, правильно одеваемся или нет.

Вся модная индустрия, глянец, фэшн, музыкальная журналистика, новости — это все про социальное полезное действие. Новости нужны, чтобы нам было, о чем разговаривать.

Неважно, как текст написан, отредактирован и проиллюстрирован, если тема неинтересная, унылая и ни на что не работает.

Эмоциональное полезное действие — вызвать эмоции: ярость, умиление, радость, удивление, любопытство и всякое такое.

Призма полезного действия

Прагматика

Социальная польза Эмоциональная польза

Любая статья должна давить хотя бы на одно из этих полезных действий.

2. Факты

Вместо оценок нужно писать факты:

«Красивый» — покажи картинку.

«Прочный» — из чего сделан.

«Выгодный» — назови цену, покажи таблицу.

«Премиальный» — докажи.

3. Ситуации, примеры и сценарии

Что делать, если фактов мало. Нужно отвечать на вопрос «И что с того?»

Например: в меню 50 блюд русской кухни (500/5000 — неважно).

И что? Посетитель пришел за одним.

-----> Приводите к нам заграничных гостей, которые никогда не ели перепёлочку, не запивали селедочку ледяной водочкой и не закусывали лучком (это сценарий).

Важно, чтобы в голове читателя нарисовалась картинка, зачем ему эти 50 блюд.

По сути, сами факты читателю не нужны, они появились в редактуре как ответ на бесконечное оценивание. Каждый человек живет в своем собственном мире, и мы не можем в него попасть только через факты, нужно отвечать на вопрос «И что с того?».

Факт — что есть.

Сценарий — в какой ситуации это нужно.

4. Иллюстрации

Их нужно ставить.

5. Читатель всегда в порядке

Например, заголовок «Как в 2019 году быть сильным, здоровым и успешным?». Что с ним не так? Он подразумевает, что читатель не здоров, не успешен и вообще, не такой уж молодец. Создается впечатление, что читателя здесь не любят и не уважают. Поэтому читатель может уйти.

Еще пример: Будьте внимательны при проверке документов.

Как исправить:

1. Самые опытные бухгалтеры проверяют документы дважды.

2. Сотрудники постараются подделать документы, чтобы им что-то дали, поэтому если вы не проверите документы дважды их не примут в фонде или еще что-то.

То есть человек может совершить ошибку не потому, что он дурак, а потому что его пытаются обмануть.

_______________________________

5 принципов текста:

  1. Мир читателя.
  2. Факты.
  3. Примеры, сценарии и ситуации.
  4. Иллюстрации.
  5. Читатель всегда в порядке.

1 и 3 принципы самые важные, они помогают погрузить читателя в тему и нарисовать в его голове картинку.