Найти в Дзене
Тонкая штучка

Вся правда о женской судьбе в России

Сегодня я опять хочу вернуться к фильму 1966 году «Женщины», реж. П. Любимова. К истории Кати Бедновой (Н. Сазонова), Дуси Кузиной (И. Макарова) и Али Ягодкиной (Г. Яцкина). Чем же до сих пор этот фильм так интересен? Почему он пережил своё время? Да, тут есть и прекрасный сценарий, и хорошая режиссерская работа, и превосходные работы актёров.

Кадр из фильма "Женщины".
Кадр из фильма "Женщины".

А ещё, в этом фильме есть подкупающая простота, есть откровенность, есть и недосказанность. Всё то, чего так не хватает современному кинематографу. А еще в нем есть главное: правда о женской судьбе.

Перед зрителем три женских судьбы, уложившиеся в период с 1930-х по 1960-е годы. В каких-нибудь 30-40 лет. Конечно, 30-е и 40-е остались за кадром. Мы знаем, что Катя была замужем, что родила сына, а муж ее погиб на войне. Уже после войны встречает она Дусю, девочку из бедной крестьянской семьи, работающую в городе няней.

Кадр из фильма "Женщины".  Катя берёт над Дусей шефство.
Кадр из фильма "Женщины". Катя берёт над Дусей шефство.

Катя опекает Дусю, пытается передать ей свой жизненный опыт. Ведь какова жизнь Кати? Можно предположить, что родилась она или немного до, или сразу после революции 1917 года в бедняцкой семье. Об этом косвенно свидетельствует и ее фамилия – Беднова. Росла она и воспитывалась на идеалах революции, идеалах самоотверженного труда, ходила на демонстрации, работала не покладая рук.

Во время войны она продолжала самоотверженно трудиться, растила сына. И вырастила из него не эгоиста и не белоручку, а хорошего, доброго, честного и умного парня, студента, свою гордость. И замуж больше не вышла. Ее мало интересовали радости семейной жизни, она не думала о любви, о новом пальто, о покое и отдыхе на курорте. Глубоко рабочий, советский Катя жила делом. И это – определенный типаж, это судьба многих женщин того поколения.

Кадр из фильма "Женщины".  Катерина - зрелая мудрость.
Кадр из фильма "Женщины". Катерина - зрелая мудрость.

Дуся Кузина дело другое. Она в юности нахлебалась нищеты в деревне, ребенком пережила войну, потеряла отца. Ее мать в 40 лет «записалась в старухи», как сама Дуся про неё говорила. И Дусю это пугало. Она такой жизни не хотела. Ей казалось, что коли война прошла, то теперь жизнь должна стать лучше. Ей хочется новое пальто и платье. Ей хочется красивой любви, да-да! Она не хочет обременять себя детьми, и не готова нести ношу матери-одиночки. Ей в первую очередь нужен мужчина, а не ребенок.

Кадр из фильма "Женщины".  Дуся, простая деревенская девчонка
Кадр из фильма "Женщины". Дуся, простая деревенская девчонка

Потом она получается квартиру, покупает самую лучшую мебель, едет за границу по путевке. А что? Она рабочий человек, имеет право! Ну, а что личная жизнь не сложилась, так тут она сама виновата. Слишком под мужчин прогибалась, слишком их хотела. Дуся пример вот такой простоватой женщины-мещанки, этакого облегченного вариант куркуля, который гребёт только под себя. Она – эгоистка, по мысли авторов. И обратите внимание на ее простоватое, деревенское имя – Дуся Кузина.

Кадр из фильма "Женщины".  А вот тут Катя и Дуся лет 10 спустя после первой встречи. Катя всё так же проста, а Дуся стала совсем заграничной штучкой.
Кадр из фильма "Женщины". А вот тут Катя и Дуся лет 10 спустя после первой встречи. Катя всё так же проста, а Дуся стала совсем заграничной штучкой.

Аля – человек совсем нового поколения. Из фильма не очень понятно, почему у нее нет отца. Но она растет в совершенно иной парадигме. Не зря она говорит матери, что замужество – вовсе не цель жизни женщины. Не зря она, согрешив с недостойным молодым человеком, отказывается стать его женой. Именно отказывается! Она не может унизить себя ради чужих понятий о том, что правильно, а что нет, жизнью с недостойным человеком, который ее не любит.

Кадр из фильма "Женщины".  Аля с матерью.
Кадр из фильма "Женщины". Аля с матерью.

Она рожает ребенка и любит его, не скрывая своих чувств. И, в конечном итоге, Аля встречает прекрасного молодого человека, которого может не только любить, но и уважать. Она честна во всех своих проявлениях. А главное, она не боится. В ней нет страха перед одиночеством, «неустроенной женской судьбой», она готова трудиться, учиться, что роднит ее с Катей, но она не забывает и о себе. А это делает ее уже совсем новым человеком.

Кадр из фильма "Женщины".  Аля со своим сыном.
Кадр из фильма "Женщины". Аля со своим сыном.

Теперь времена поменялись. Некоторые современные зрители видят в Але расчетливую манипуляторшу, настроенную на то, чтобы любым способом выйти замуж. Это поветрие нового времени Сейчас над «неустроенной женской судьбой» так любят лить слёзы, причём даже там, где этих слёз никто не просит. Времена свободных внутренне женщин, кажется, канули в лету. Мы, современные дамы, решили дружно вернуться в это закрепощающее состояние «женщины – приложения к мужчине». Впрочем, это совсем другая история.

Кадр из фильма "Женщины".  Аля и Женя в надежде на общее счастье.
Кадр из фильма "Женщины". Аля и Женя в надежде на общее счастье.

И обратите внимание на фамилию Али – Ягодкина. Ведь Аля тоже из деревни, и она родственница Дуси. Но она – Ягодкина. Нежная, молодая, свежая, как ягодка. Иногда имена так много говорят о своих обладателях!

Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!