Ли Харви Освальд, человек который официально считается убийцей американского президента Кеннеди, но как же он попал в СССР и женился на русской девушке? Как так получилось, что Освальд долгое время прожил в СССР и почему он оттуда уехал? Давайте разбираться.
Разумеется, биографию Освальда невозможно рассказать за одну статью, в ней огромное количество разных неясностей, теорий заговора, неточностей и интересностей, но на удивление отрезок его проживания в СССР довольно прозрачен.
Как Освальд в СССР гражданство получал.
Освальд был известен своими коммунистическими идеями, замашками еще во время службы в морской пехоте США, где он даже получил прозвище Освальдскович на советский манер. Освальд в армии изучал русский язык, но довольно слабо преуспел в этом деле.
Незадолго до своего 20-ти летия, Ли Харви, горел желанием отправится в Советский Союз и в посольстве СССР в Хельсинки морпех получил пятидневную туристическую визу, после чего отправился в Москву и сообщил прикомандированной к нему гиду Римме Широковой что он много изучал Ленина и Сталина, и думает что СССР, желает мира в отличие от Америки и посему Освальд намерен остаться проживать в СССР и даже взять гражданство Советского Союза.
Гид решила помочь Освальду подать прошение на гражданство в президиум совета СССР, однако там одобрения получено не было и прошение ушло в КГБ, где к нему тоже отнеслись довольно прохладно.
Оно и понятно, к иностранцам желающим отказаться от своего гражданства относились, мягко говоря, с непониманием и сомнениями в адекватности.
Однако после визита в ОВИР стало ясно, что Освальд не псих и ему порекомендовали подождать ответа. Спустя пару дней Освальду стукнуло 20 лет и гид Римма сделала ему подарок роман Достоевского «Идиот», возможно, таким образом, намекая ему об опрометчивом решении.
Освальд продолжил ожидать разрешения своей ситуации, но ответ его не порадовал. Ему предложили как можно скорее покинуть Советский Союз, но дальше начинается самое интересное.
Освальд запирается в своем номере и пытается покончить с собой, но работники отеля и Римма, во время обнаруживают его, и отвозят в Боткинскую больницу, где Ли помещают в психиатрическую палату.
Никаких отклонений найдено не было, врачи заявили, что у Освальда очень крепкая сила воли и при отказе получить гражданство СССР может повторить неудачную попытку снова.
29 октября в ОВИР Освальда спрашивают о мотивах, по которым он намерен оставаться в СССР, после чего разрешают ему находится в Москве, дабы дождаться как решат его участь, хотя временная виза уже не действовала.
После этого была эпичная история об отказе от американского гражданства и переписка с родными из США.
Разведку СССР Освальд не заинтересовал, несмотря на свои заявления о знаниях военных тайн.
В итоге гражданство ему решили не давать, заявив, что через время он может передумать, отрезвеет и решит возвратиться в США, но допустили нахождение в СССР сроком на 1 год, дав ему работу и жилье. Освальд кстати решил похвастаться тем, что он является студентом выпускного курса электротехнического училища, что сыграло с ним злую шутку.
Ли Харви хотел остаться в Москве учится в МГУ гуманитарным наукам, но его посылают в Минск работать на радиотехническом заводе. Оставаться в Москве и Ленинграде Освальду было небезопасно, но выстроенная с нуля после войны столица белорусской СССР отлично подходила для проживания и слежки. Ли понятия не имел, где находится Минск и поначалу предположил, что его отправляют в Сибирь.
«Красный Крест» оказывает Освальду большую по размерам в СССР помощь в размере 5000 рублей, после чего 7 января он самостоятельно отбывает в Минск.
Работа Освальда в Советском Союзе и зарплата.
Когда Освальд приезжает в Минск, его встречают две сотрудницы «Красного Креста», вполне очевидно, что КГБ не прекращало за американцем слежку, но делало это очень аккуратно без непосредственного вмешательства. В первые дни Освальд гуляет по городу, затем посещает фотовыставки и заглядывает в ресторан, а 12 января его устраивают работать слесарем регулировщиком на минский радиозавод «Горизонт». Там же он знакомится с евреем Зиггером, который в дальнейшем сильно повлиял на судьбу Освальда.
На заводе американцу платили огромную по тем временам оплату труда в 700 рублей, еще 700 рублей ему платит «Красный Крест».
На эти деньги Освальд живет как ему, заблагорассудится, практически каждый день, посещая кино и театр оперы. Освальду поначалу работать регулировщиком нравиться, так как является не сложным. Сотрудники встречали Ли Харви очень радушно, и от них сыпалось много вопросов о том как жизнь в США и Освальд испытывал удовольствие, от того что в первый раз оказывался в центре такого внимания.
Во время службы в морской пехоте у Ли была очень сомнительная репутация. Для изучения русского языка к Освальду приставили инженера Станислава Шушкевича, который позже в 1991 г подписывал Беловежские соглашения от Беларуси. Ли Харви регулярно посещал занятия, но проку от этого было немного.
Ли Харви работает в маленьком цеху, где осуществляют сборку экспериментальных партий телевизоров перед пуском их в серийное производство.
Большинство коллег рассказывали, что большого желания работать Освальд никогда не изъявлял, вел он себя излишне уверенно в себе, при этом, не являя намерения подстраиваться к образу жизни СССР даже в маленьких деталях.
Пример тому, Освальд отказывался курить в комнате, предназначенной для курения, предпочитая курить на рабочем месте.
Американца так же раздражал портрет Ленина и обязательная физическая зарядка каждое утро.
8 января в дневнике Ли Харви делает запись о том, что встречался с мэром Минска и тот пообещал ему Бесплатное жилье, а также предупредил о плохих людях, которые иногда оскорбляют иностранцев.
Позже Освальд получает обещанную квартиру, которую ему дают действительно очень быстро и 16 марта он пишет в своем дневнике: «Мне дают однокомнатную квартиру и в ней есть кухня, и ванна, находится она неподалеку от завода, изумительный вид с обоих балконов прямо на реку, практически задаром, плачу я за нее 60 рублей в месяц. Это рай для граждан СССР».
Вполне очевидно, что молодой американец стал завидным кавалером для местных девушек, они часто мило называли его Алик, но Освальду очень тяжело было привыкнуть к тому, что за советскими женщинами приходится очень много времени ухаживать, когда как американки и японки по его словам были намного легко доступней.
Освальду никак не удавалось добиться расположения и любви со стороны работницы завода Эллы Герман, тем не менее, женское внимание Освальд получал, тусуясь в среде местных стиляг, попав туда по знакомству с Павлом Головачевым, чей отец являлся генералом ВВС.
После знакомства с Освальдом, Головачева прижимает КГБ с требованиями не оказывать на иностранца плохого влияния.
В августе 1960 года Освальд приобретает охотничье ружье, однако с охотой дела не задались, коллеги с производства с которыми он часто выезжал на природу отмечали, что стрелок из него никакой. Впоследствии американец продал это ружье за 18 рублей.
Постепенно жить в Советском Союзе Освальду нравилось все меньше и меньше, существенно повлияло на его настроение и отказ от любви со стороны Эллы, которая просто игралась с американцем, чтобы хвастаться перед подругами.
Оказывал на Освальда влияние и Зиггер, который настоятельно советовал ему, поскорее возвратится в США.
Ли очень не нравились обязательные собрания, отсутствие развлечений и обыденность жизни, в его дневнике появляются записи о том, что уныла и скучна работа, а в СССР деньги тратить некуда.
В окружении заводских коллег так же отмечали, что Освальда мало интересует работа, он постоянно отлынивает и избегает тяжелых заданий, а весь его интерес сконцентрирован скорее на увеселительном провождении времени и когда ему задают вопрос доволен ли он работой Ли Харви не хотя говорит: «Работа как работа».
На обязательных собраниях он не присутствует, а на картофельные поля его не заставляют ездить как иностранца, из жалости.
Паспорт американцу тоже не торопились выдавать, белорусский КГБ отправил отчет, в котором подчеркивалось, что иностранец отлынивает от работы, не поддерживает социализм и видно явное желание Освальда возвратится в Америку.
5 февраля Освальд пишет письмо, в американское посольство о желании возвратится обратно, если США пообещает его не подвергать преследованию.
Женитьба Освальда на гражданке СССР.
Пока шла переписка Освальда с посольством США, неожиданно наметились приятные изменения в личной жизни.
17 марта 1961 года Освальд знакомится с молодой девушкой во время танцев и делает запись в дневнике, где рассказывает, что девушка была очень красива, со стрижкой французского стиля, в иностранных белоснежных изысканных туфлях, и в красивом красном платье, что не было привычным среди советских женщин.
Ее звали Марина Прусакова, о ее биографии мнения разные, известно, что Марина была уроженкой Молотовска, нынешнего Северодвинска, в связи с отсутствием отца воспитывалась отчимом, который перевез всю семью в Ленинград.
Репутация у Марины была довольно сомнительная из-за свободного образа жизни, когда как отчим и вовсе думал что она «определенного поведения». В 1959 году у Марины очень сильно портятся отношения с отчимом, и она переезжает в Минск к дяде подполковнику МВД, где устраивается работать в аптеку. Где-то через месяц, пара принимает решение поженится и вскоре происходит свадьба.
В мае 61-го года Освальд пишет, что Марина сумасшедше в него влюблена. Прогулки по городу, катания на лодке по озеру, вечерние прогулки по парку, кино, театр, в гости к тете Вале, вот чем занимается пара в мае.
Весной и летом молодожены очень часто проводят время с семьей невесты в регулярных выездах за город. Существует большая серия фото, на которых Освальд с семейством Прусаковых отдыхают за городом.
В начале лета Освальд решает рассказать жене, что он намерен возвратится в штаты, чему она очень сильно удивляется.
Уже в июле пара едет в Москву, где проходит собеседование в посольстве, после чего Марина устраивается на подработку в мед клинику, где и трудится.
В сентябре забеременевшая Марина уезжает на месяц в Харьков, где живут ее родственники, когда как Освальд делает пометку в своем дневнике, что это на Урале. Ведь и вправду если Минск, по его мнению, находится в Сибири, то почему бы не оказаться Харькову на Урале.
В скором времени у них рождается дочь Джун, а отношения начинают портиться и перерастают в постоянные ссоры, в которых Марина называет Освальда мерзавцем и собакой.
Уже 22 мая 1962 года Освальды покидают Минск, а в скором времени и СССР.
Думаю, что остальная история жизни Освальда всем известна.
Марина же очутившись в незнакомой стране, при этом, не зная языка, в добавок еще с двумя детьми на руках, к тому же став вдовой при очень тяжелых обстоятельствах и попав на глянцевую обложку «Тайм», все же находит свое счастье уже с другим мужчиной, богатым техасцем.