Найти тему

Darkhan Babayev о романе Г. Л. Олди "Нюансеры"

Как выглядит мой топ ответов на вопрос - А что такого интересного и хорошего почитать на русском из современной литературы? Обычно я отвечаю так: Почитайте Г. Л. Олди. Они же Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (3-е место). Обязательно почитайте Г. Л. Олди (2-е место). Уже читали новую книгу Олди? (1-е место). Если кому интересно, то 4 и 5 места у меня занимают Иванов и Валентинов, но мы сейчас не о них. А вот про новую книгу...

С новыми произведениями Олдей постоянно происходит одна и та же забавная штука. Всегда находится сколько-то рецензентов, которые не... Ах! "Олди уже не тоРт", ах (!)"это первая их книга, которую я не смог дочитать...", ох "я тоскую по временам "Мессии", "Маг в законе", "Ахейского цикла"...". А на самом деле? А на деле радостно наблюдать, что сэр Henry Lion в своем развитии и не думал останавливаться, и немного грустно за тех, кто не поспел. Ну да ладно! А что же там нового? А нового у нас, ни много ни мало, действо времен Belle Epoque. На дворе там, та самая, прекрасная эпоха веры в прогресс, неудержимое развитие и победу всего хорошего. Расцвет предпринимательства, наук и искусств, из которых актуальнейшим был театр. И тут бы дождаться чего-то бесконечно милого и насладиться "хрустом французской булки", только фиг вам, дорогие читатели. Никакого вам блеска столиц. Разве что мельком и на уровне разговоров, ибо сценой и декорациями будет губернский город Х., куда прибудут и злодей и герой. Да и не в них, собственно, суть. Потому что "театр начинается с вешалки", а вот театральное волшебство начинается с выверенных и расставленных по всему его пространству деталей. Нюансов. Что делать режиссеру если пьеса начинается со слов "Кругом царит тишина..."?. Как создать ее на сцене? Ими. Нюансами. Звуками, предметами, светом. Потому что всего одна деталь и легкий акцент могут переменить все настроение и превратить комедию в трагедию, а трагедию в ироничный фарс. Да и герой со злодеем, как выясняется ни такие уж и персонажи, а скорее мебель и часть реквизита. И что с того, что ты не абы кто, а фабрикант, отец семейства и серьезный театральный деятель одновременно? Сдвинь в сторону кресло, уменьши угол открытия окна, переведи стрелки часов, продекламируй всем известную строку и вот вполне себе легкомысленный водевиль вдруг превращается в "Пиковую Даму", а ты, со своими муками выбора между семьей, бизнесом и страстью к сцене и вовсе обращаешься в квакающего водяного из сказки. Тебе странная фантазия, а кому-то натуральный кошмар. До которого тебе и дела-то нет, кошмар то чужой. Нет, но придётся отыгрывать. В жизни теми нюансами играть еще сподручнее. Если чувствуешь. Если знаешь как. А злодей? А что не так со злодеем? Без него, в первом акте, на сцене и ружья не будет. А тут тебе и хабар фартовый, и револьвер, и история о мести, которая открывает темное призвание. Будь ты хоть сам Станиславский, а поверишь как миленький. Не правда ли, г-н Алексеев? А пока, часы сдвинуты, тарелка перевернута, а соль рассыпана по скатерти, чьей-то умелой и знающей рукой. Не Аннушка, масло проливающая, но тоже не забалуешь. От тех мелочей, по всему немаленькому городу, волнами расходится тревожность, заползает в каждую щель, впитывается - не отмыть, не убежать! И вот в сны, не спросясь, врывается гордая и мертвая оперная прима и снег на ее могиле пахнет фосфором. А зазеваешься и расслабишься, из тени, с соседней лавки, потянется к тебе преданный и брошенный подельник, с перерезанным горлом. Заждались тебя, гранд, не быть тебе теплым! Старая гадалка и после смерти найдет, как сдвинуть тебя в холодное. Веришь, читатель? Правильно веришь. Ибо с пониманием тех нюансов и написано. А ты как думал?

В каком-то смысле, этот новый роман говорит о методе авторов больше чем вся их публицистика. За то и любимы. Потому и принимаются всем сердцем. Магия литературного нюансерства оживляет и делает достоверной, что средневекового арабского поэта, что древнегреческого горемыку-героя, что столпа театрального искусства, родом из Российской Империи. Люди и их истории, история и ее люди. Настоящие, неудобные, живые и своевольные настолько, что можно и мораль упустить. Да-да, она там тоже есть. Пугающая. Холодная как расстрельная стенка. Спрятанная чуть не в середине повествования. Рассказывать не буду. Нет. Даже не просите. Сами читайте. Можем даже поспорить, как прочтете.

«Нюансеры» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/nyuansery

«Нюансеры» на «Author.Today»: https://author.today/work/38434

«Нюансеры» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/nuansery/