Для многих пробег автомобиля такой же важный показатель, как и возраст. Не потому ли заявленный продавцом "бэушки" пробег так часто заставляет усомниться в его правдоподобности?
Считается, что типичный ежегодный пробег для бензинового легкового автомобиля составляет 15-20 тыс. км, для дизельного - от 30 до 50 тыс. км. По этой логике в зависимости от возраста автомобиля должны получаться примерно такие диапазоны цифр:
Мы решили проверить, насколько эта теория совпадает с практикой, и с помощью базы объявлений Автобизнеса проанализировали предложения на вторичном рынке.
Выглядело это следующим образом. Мы брали определенную модель автомобиля, выбирали экземпляры в возрасте 2-3 лет (2016-2017 г.в.), 5-6 лет (2013-2014 г.в.), 10-12 лет (2007-2009 г.в.) и 20-22 лет (1997-1999 г.в.) и фиксировали заявленные продавцами пробеги. Для каждой группы определяли "вилку" цифр, отсеивая "крайние" (слишком малые или рекордно большие) значения. Скажем, для автомобиля в возрасте 10-12 лет мы отбрасывали варианты с пробегом 57 тыс. и 650 тыс. км.
Далее из выбранного диапазона (допустим, 120-370 тыс. км) определяли характерное значение. Здесь мы ориентировались не только на арифметическое среднее (в данном случае было бы 245 тыс. км), но и на количество реальных объявлений с близкими к этому значению цифрами (например: больше предложений с диапазоном 230-235 тыс. км, чем 260-280 тыс. км, - выбираем 235 тыс. км). И уже эту цифру мы делили на наибольший возраст выбранной группы. В случае с группой 10-12 лет - на 12. И получали среднегодовой пробег (в данном примере это 19,6 тыс. км).
В ходе исследования мы проанализировали восемь моделей (четыре бензиновые и четыре дизельные) - все результаты свели в таблицу. Несмотря на исключения и неизбежные погрешности, тенденция налицо: с возрастом ежегодные пробеги становятся меньше.
Все модели анализировать не будем, пройдемся лишь по некоторым из них. Начнем с бензиновых версий. Представитель среднего класса - Audi A4. Машины в возрасте 2-3 лет имеют пробег от 57 до 100 тыс. км, но в среднем заявляется порядка 80-84 тыс. км. И если это трехлетка, получаем порядка 28 тыс. км в год.
Логично предположить, что если автомобиль в два раза старше, то пробег будет вдвое больше. Примерно так оно и есть: 5-6-летние "четверки" выставляются на продажу с пробегом от 74 до 175 тыс. км, а типичные цифры на одометре - 130-140 тыс. км. Правда, это означает, что среднегодовой пробег снизился примерно до 23 тыс. км в год.
Но настоящие сюрпризы нас ждут, когда мы обратим внимание на экземпляры 10-12 лет от роду. Здесь можно найти машины с заявленным пробегом как 100, так и 300 тыс. км, но если откинуть крайние в этом отношении варианты, получим диапазон 150-260 тыс. км. При этом большая часть машин имеет на одометре всего-то 170-180 тыс. км. То есть среднегодовой пробег сокращается до 15 тыс. км!
Ну а если возьмем экземпляры А4 конца 1990-х, то узнаем, что в возрасте 20-22 года эти машины имеют заявленный пробег от 220 до 440 тыс. км, а в среднем - 320 тыс. км. То есть средний ежегодный пробег остается на уровне все тех же 15 тыс. км. И это притом что 2-3-летние экземпляры должны наезжать 28 тыс. км в год!
Случайность? Что же, давайте возьмем другую модель. Например, Skoda Octavia. Автомобили в возрасте 2-3 лет уже накатали от 50 до 90 тыс. км, но в среднем пусть будет 60 тыс. км, то есть 20 тыс. км в год. Автомобили в возрасте 5-6 лет уже имеют пробеги от 80 до 300 тыс. км! Впрочем, среднее значение - на уровне 120 тыс. км, то есть все те же 20 тыс. км в год.
Но смотрим Octavia в возрасте 10-12 лет - и снова наблюдаем ту же картину, что и в случае с Audi: заявленный пробег таких машин колеблется в пределах 140-270 тыс. км, но "в среднем по палате" выходит лишь 180 тыс. км, а это уже 15 тыс. км ежегодно для 12-летних экземпляров. И если взять авто, которые в два раза старше, пробеги не будут вдвое больше - всего-то 220-380 тыс. км для 20-22-летних машин. То есть порядка 14 тыс. км в год. Ну что же, допустим…
А как насчет дизельных машин? У них ведь ежегодные пробеги по определению должны быть большими. Возьмем Volkswagen Passat. Машины в возрасте 2-3 лет уже имеют пробег от 120 до 200 тыс. км, а в среднем на одометре будет что-то около 173 тыс. км. Это, между прочим, более 57 тыс. км в год! По крайней мере похоже на правду.
Но берем 5-6-летние экземпляры - и для них заявлены практически те же 146-200 тыс. км, а в среднем получается около 180 тыс. км, то есть около 30 тыс. км в год. После трех лет эксплуатации машины ставятся на прикол и следующие несколько лет вообще не ездят?
Автомобили в возрасте 10-12 лет тоже имеют интересный цифры на одометре: разброс составляет от 150 до 450 тыс. км, и это не считая "крайних" вариантов (встречаются экземпляры с заявленным пробегом чуть более 100 тыс. км, а есть варианты, где пробег давно перевалил за полмиллиона). Но в среднем дизельные версии Passat этих лет на продажу выставляются с пробегом в районе 280-290 тыс. км, то есть с ежегодным пробегом около 24 тыс. км. Сложно поверить!
И уж тем более не верится, что 20-22-летние экземпляры пробежали всего 246 тыс. км. Правда, это нижняя планка, а встречаются машины с пробегом 600 тыс. км и больше, что больше похоже на правду. Но в среднем на одометре лишь 370 тыс. км. Итого - около 17 тыс. км в год.
Похожая картина наблюдается и при анализе данных о продаже BMW 5-й серии. 2-3-летние машины с ходу имеют пробег 55-200 тыс. км, а в среднем около 144 тыс. км (48 тыс. км в год). Но 5-6-летние экземпляры демонстрируют такие же цифры! В массе своей это "вилка" от 120 до 200 тыс. км, в среднем же будет "нарисовано" 150 тыс. км (25 тыс. км в год).
Автомобили в возрасте 10-12 лет будут иметь 193-350 тыс. км на одометре, а в среднем заявляется порядка 265 тыс. км (22 тыс. км). "Ветераны" из 1990-х - с пробегом от 280 до 570 тыс. км, хотя в среднем вы увидите 370-390 тыс. км (18 тыс. км в год). Еще раз напомним, что речь идет о дизельной версии "пятерки", а свежие экземпляры в первые годы наматывают под 52 тыс. км в год.
Наш вердикт
Конечно, можно предположить, что с возрастом автомобиль ездит меньше. Во-первых, доходы второго-третьего владельцев, не говоря уже о пятом-шестом, не позволяют иметь большие ежегодные пробеги. Есть еще и местная специфика: это в Европе дизельные машины покупают потому, что приходится ездить по 50 тыс. км в год, а в Беларуси у многих есть доступ к "халявной" солярке…
Во-вторых, автомобиль в принципе с возрастом больше простаивает в ремонтах. В-третьих, не будем забывать о том, что свежие автомобили на рынке - это зачастую служебный транспорт, ранее приобретенный на условиях лизинга. "Разгонные" машины, арендные автомобили и такси затем попадают в руки частника и начинают ездить значительно меньше.
Тем не менее велика вероятность того, что причина резкого уменьшения ежегодных пробегов еще и в том, что цифры на одометрах безбожно корректируются. И чем старше автомобиль, тем больше таких коррекций может быть. Вот вам и результат.
Иван КРИШКЕВИЧ
Автобизнес