Найти тему
Canonica Corsa

История F1 от истоков до наших дней

Оглавление

История Formula 1 - это триумф и трагедии, невероятные успехи, сокрушительное поражение и конечно же, это стремительное развитие технологий. Сегодня об этом поговорим.

Рождение легенды о F1

Первый гран-при в истории формулы-1 состоялся 13 мая 1950-го года на автодроме Сильверстоун, кстати, именно туда хотели принести тысячную гонку F1. Формула-1 не возникла из ниоткуда.

-2

«Большие призы» или гонка «гран-при» существовали с начала 20 века, а в тридцатые годы до начала второй мировой в Европе проводился чемпионат на гоночных автомобилях в классе формула-1 с моторами до четырех с половиной литра. После войны гонки возродили, правила сохранили: так родилась Formula 1. Первое десятилетие ознаменовалось рождением одной из главных легенд F1: Хуан Мануэль Фанхио выиграл пять чемпионских титулов. До 2002-го года ни один гонщик не мог похвастаться таким количеством трофеев. В 60-е произошел гоночный бум и в королевской гонке наступила эра британских гаражистов: маленьких команд, которые бросили вызов автопроизводителям. В 1958-м году чемпионом мира стал британец Майк Хоторн, а команда Vanwall завоевала кубок конструкторов - это был первый командный трофей, разыгранный в F1.

Майк Хоторн собственной персоной.
Майк Хоторн собственной персоной.

В период с 58-го по 74-й год британским командам удалось выиграть 14 титулов, а подданные королевы девять раз становились чемпионами мира. Именно британская команда произвела революцию, создав гоночное шасси из алюминия, к слову ей принадлежит и одно из главных новшеств, которое окончательно изменило облик Formula 1 – открытые колёса.

Бизнес-эра

Со старта чемпионата в 50-м году гоночные автомобили формулы-1 были разукрашены в национальные цвета: итальянские команды имели красный цвет, британские – зеленый, немецкие – белый. Спонсорское проявление на гоночной технике было запрещено, но все изменилось со стартом 1968-го года - чемпионат покинули несколько крупных компаний: Shell и BP. А Firestone решила брать деньги с участников за использования ее резины.

Тот самый Колин Чепмэн
Тот самый Колин Чепмэн

Чтобы облегчить командам участие в чемпионате организаторы серии разрешили заключать спонсорские контракты - это был самый важный шаг к началу коммерциализации формулы-1 и первым его сделал владелец команды Lotus Колин Чепмэн. Он первым подписал крупный контракт в истории F1, договорившись с табачной компанией «Imperial Tabacco». За 85 тысяч фунтов в год его болиды разукрасили в спонсорские цвета: красный с золотым бренда Gold Leaf.

-5
Назад пути уже не было – сейчас в F1 представлено более 300 международных брендов и они вкладывают каждый год в чемпионат более одного миллиарда долларов.

Эра аэродинамики

В 70-е Formula - 1 переживала период активного роста. Облик гоночных болидов стремительно менялся, все большую роль играл хитрый конструкторский подход, нежели мощность мотора. На первый план начала выходить аэродинамика. На острие прогресса снова оказалась команда Lotus,которая смогла реализовать ground-эффект, благодаря которому болиды буквально присасывались к трасе и очень быстро начали проходить повороты. Это изменило все.

Lotus Type 79
Lotus Type 79

Болиды Lotus стали практически непобедимыми, такого доминирования королевская гонка еще не знала. После дебюта чудо-болида в середине 78-го года пилоты команды Марио Андретти и Ронни Петерсон выиграли шесть из следующих восьми гонок, четыре из которых дублем. Со следующего года новшества начали копировать остальные команды, но именно с Lotus Type 79 началась новая веха в истории F1 - эра аэродинамики.

Турбо-эра

Пока одни команды пытались приручить воздух, другие строили мощные моторы. В 1977-м году компания Renault представила турбомотор, что было новинкой, но тем не менее с каждым годом она совершенствовала технологию. С начала восьмидесятых годов формула-1 окунулась в один из самых удивительных периодов - период невероятного роста мощности и скорости. В 1982-м году была одержана последняя победа в чемпионате на атмосферном моторе, а с 83-го турбомоторы захватили мир. С середины восьмидесятых каждая команда, которая претендовала на победу начала использовать моторы с турбиной. В 1986 году атмосферные моторы попали под запрет, а турбомоторы достигли невиданных показателей мощности около 1400 лошадиных сил в самом скоростном режиме.

Примечательно, что точной цифры лошадиных сил не знал никто, поскольку стенды того времени могли измерить только мощность до 1280 лошадиных сил. Все, что больше им было неподконтрольно.
-7

Во многом именно из-за развития аэродинамики и мощности моторов - период восьмидесятых называют одним из самых романтических в истории F1. В то же время Formula - 1 начала выходить на широкий экран, и её демонстрировали миллионам зрителей. Именно тогда появились такие герои, как Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике.

Трагедии

Говоря об истории Formula -1 нельзя не вспомнить о трагедиях - гонщиках, которые погибли на трассе.

  • В 1950-е их было 15
    В 1960-е – 14 гонщиков
    В 1970-е - 12 гонщиков
  • В 1980-е – 4 пилота
  • В 1990-е – 2 пилота.

Трагическая судьба постигла двух чемпионов мира. В 70-ом году Йохен Риндт завоевал титул уже посмертно, а чёрный weekend гран-при Сан-Марино 1994 года забрал в мир иной легендарного «волшебника» Айртона Сенну. После этого Формула-1 взяла курс на безопасность: были усилены монокок и защитные структуры, появилась система «ХАНС», которая предотвращала травмы шеи, а сейчас создали систему «HALO», которая защищает голову пилота. К сожалению, это новшество появилось на болидах лишь благодаря тому, что в 2014 году в тяжелую аварию на трассе гран-при Японии попал Жюль Бьянки. Он и является последней жертвой F1.

"HALO" выделена белым
"HALO" выделена белым

Электронная эра

В конце 1980-х и в начале 1990-х в F1 ворвалась электроника. Полуавтоматическая коробка передач, контроль тяги и активная подвеска вывели управление гоночной техникой на новый уровень.

Влияние гонщика существенно уменьшилось, т.к на первый план вышла доминирующая техника.

Новое время- время доминирования

Гонщики команд McLaren, Williams, Benetton и Ferrari выиграли все чемпионаты начиная с 1984 по 2008. Сами команды были лучшими с 1979 года по 2008, начиная с 1989 по 1997 они финишировали в чемпионате на первую, вторую, третью и четвертую позиции и выиграли все гонки, кроме одной - гран-при Монако 1996 года. В 1991 году на гран-при Бельгии дебютировал немец Михаэль Шумахер, следующие 16 лет его имя станет нарицательным, он поставил практически все рекорды F1, два из которых до сих пор остаются непревзойденными по количеству титулов – СЕМЬ, и по количеству побед – 91. Именно с Михаэля Шумахера и его успехов за рулем Ferrari начался новый период в истории Formula 1 - эра доминирования.

Первый дебют "Красного барона", но это не точно :)
Первый дебют "Красного барона", но это не точно :)

С 2000 по 2004 год- не было равных команде Ferrari,а в последующие годы -Red Bull, далее Mercedes. На самом деле в этот период, свидетелями которого мы являемся, лишь двум командам удалось отвоевать немного лучей славы: Renault с Фернандо Алонсо и команде Brawn GP. Именно в эту пору родились еще два мультичемпиона F1 - пятикратный Льюис Хэмилтон и четырехкратный Себастьян Феттель.

Надеемся, что эта статья оказалась для вас познавательной и чуточку сильнее увлекла в невероятный мир королевских гонок, мир Formula 1!

Следить за королевскими гонками вместе с нами куда увлекательнее: подпишитесь на наш канал и будьте в курсе актуальных новостей F1!

Считаете статью интересной? Поддержите автора лайком - это существенно поможет в развитии канала.
Оставьте комментарий, касательно темы статьи - мы всегда рады выслушать мнение наших читателей, поскольку пишем для Вас!