Найти тему

Полвека Airbus: путешествие «Гражданской авиации» в Мекку авиаиндустрии

Оглавление
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

29 мая 2019 года авиастроительная компания Airbus и аэропорт Домодедово собрали около сотни споттеров, чтобы отметить 50-летие Airbus. Именно в этот день в 1969 году министр транспорта Франции Жан Шаман и министр экономики Германии Карл Шиллер подписали на авиасалоне Ле Бурже соглашение о запуске совместной программы по созданию первого в мире широкофюзеляжного двухдвигательного самолета А300. Подписание этого соглашения ознаменовало собой рождение компании. Вдоволь поснимав в Домодедово, специальный корреспондент «Гражданской авиации» отправился в святая святых мирового авиапрома — сборочные цеха Airbus в Гамбурге и Тулузе.

Сотый самолет S7

В немецкий город Гамбург я прилетел, чтобы посмотреть, как российской авиакомпании S7 Airlines передают сотый самолет в парке. Им стал Airbus A320neo.

Для начала разберемся, чем примечателен лайнер. A320neo — улучшенная модификация самолетов семейства А320. Расходует на 20% меньше топлива, его обслуживание и ремонт обходятся на 5% дешевле, а прямые операционные расходы — на 14% меньше; снижены и выбросы CO2 (минус 5 000 тонн в год на самолет). А320neo — самый малошумный в своем классе: уровень внешнего шума на 19 дБ ниже требований ICAO, а площадь звукового следа на взлете — на 50% меньше, чем у самолета предыдущего поколения.

-2

Пассажирский салон А320neo предоставляет больше пространства на уровне плеч, имеет улучшенную звукоизоляцию, вместительные багажные полки и оборудован новой системой освещения на основе светодиодной технологии.

Также инженеры Airbus разработали специальный каталитический нейтрализатор неприятных запахов, которые могут поступать извне, что гарантирует свежесть воздуха в салоне. Кроме того, система кондиционирования позволяет полностью замещать воздух каждые 2 минуты и гарантирует его равномерное распределение внутри салона.

А320 собирают в четырех городах в разных странах: Тулуза (Франция), Гамбург (Германия), Тяньцзинь (Китай) и Мобил (США). Финальная сборка занимает примерно месяц. В 2019 году Airbus будет производить уже 60 самолетов семейства в месяц.

​Немецкая сборка

​В Гамбурге я осмотрел почти все стадии производства, и спешу рассказать о них.

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

Линия финальной сборки — производственная площадка, куда привозят уже полностью готовые секции самолетов и где их собирают, словно конструктор.

​А320neo условно проходит четыре этапа: стыковка секций фюзеляжа; установка консолей крыла и шасси; установка вертикального и горизонтального хвостового оперения; тестирование; установка крупных элементов пассажирского салона (кухни, туалеты, кабина пилотов). Каждый этап занимает примерно два с половиной рабочих дня.

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

После того, как самолет собрали и проверили, на нем устанавливают пассажирский салон, двигатели, его красят, после чего он совершает свой первый проверочный полет. Все эти этапы прошел и сотый самолет S7 Airlines. Вот он уже готов к передаче заказчику в Airbus Delivery Center. 2019 Журнал «Гражданская авиация»

Такой самолет обязательно должен отличаться ­какой-­нибудь интересной деталью, и ею стала наклейка, символизирующая цифру 100. Владислав Филев, председатель совета директоров S7 Group, собственноручно клеит наклейку на фюзеляж, все хлопают, чувствуется прилив эмоций. После чего мы заходим внутрь и знакомимся с самолетом.

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

Новый лайнер S7 Airlines рассчитан на перевозку 8 пассажиров в бизнес-­классе и 156 пассажиров — в экономическом. Красивые кресла с USB‑разъемом для подзарядки, держатель для мобильных устройств, чтобы, например, можно было удобно смотреть фильмы, ведь даже в «экономе» у S7 Airlines появилась стриминговая система развлечений. Через несколько часов сотый самолет S7 Airlines улетел в Новосибирск (аэропорт Толмачево).

Что за птица?​

​В авиационной Мекке — Тулузе, штаб-квартире компании Airbus  — мне довелось стать свидетелем передачи первого Airbus A350–900 в парк японской авиакомпании Japan Airlines (JAL). Что это за птица — Airbus A350?

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

Это представитель самого современного семейства дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров средней вместимости, от 300 до 440 пассажиров (модели A350–900, A350–1000). Семейство A350 XWB на 25% экономичнее и требует на 25% меньше расходов на кресло по сравнению с самолетами предыдущего поколения.

Свыше 70% конструкции выполнено из высокотехнологичных материалов, включая композиты (53%), титановые и алюминиевые сплавы нового поколения, что подвергает изделия меньшей коррозии. Важной отличительной аэродинамической особенностью А350 XWB является адаптивное крыло, оно наилучшим образом приспосабливается к конкретной фазе полета, уменьшая сопротивление и сокращая расход топлива.

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

Самолет оснащен двигателями нового поколения Rolls-­Royce Trent XWB, и стоит отметить, что это самый тихий двухдвигательный широкофюзеляжный самолет в мире. Уровень внешнего шума на 21 дБ ниже требований ICAO, а уровень шума в салоне в четыре раза ниже, чем у конкурентов.

Воздух в салоне А350 XWB полностью замещается каждые две минуты, а 16,7 млн цветовых оттенков в освещении пассажирского салона создают интересную атмосферу на борту, помогая пассажирам легче переносить смену дня и ночи в полете.

Вот и настал торжественный день передачи первого Airbus A350–900 Japan Airlines (JAL), которая была основана 1 октября 1953 года, когда правительство Японии приняло решение о создании государственной авиакомпании. Авиакомпания JAL заказала 31 самолет A350 XWB: 18 лайнеров A350–900 и 13 — A350–1000. A350–900 будет выполнять рейсы на внутренних направлениях перевозчика, в то время как A350–1000 задействуют на дальнемагистральних маршрутах международной сети.

Обхожу самолет вокруг, сзади красуется красная наклейка «Airbus A350», а еще будут две — серебристая и зеленая. Через несколько минут он уже совершит свой первый полет в Токио, где с 1 сентября начнет возить пассажиров на местном рейсе из Ханеды в Фукуоку.

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

​Следы «Белуги» ведут в Россию

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»
© 2019 Журнал «Гражданская авиация»

Airbus собирает 10 самолетов А350 XWB в месяц. На линии сборки работают 2 000 человек. Производственный комплекс А350 XWB, названный в честь первого главного конструктора Airbus Роже Бетея, занимает территорию в 11 га. Здесь располагаются основной производственный цех, складские помещения, офисы, площадка для проведения статических испытаний.

Окончательная сборка А350 XWB происходит в Тулузе, куда привозят уже полностью готовые секции, произведенные на заводах компании в Европе, а транспортировка секций в Тулузу осуществляется на грузовом самолете «Белуга».

Не обошлось в создании A350 XWB и без России. Российские сотрудники инженерного центра ECAR в Москве делали проектные и прочностные расчеты хвостовой секции фюзеляжа, грузового пола, систем и интерьера салона. Доля титана в конструкции самолета составляет около 14%. И российская титановая корпорация «ВСМПО-Ависма» — основной поставщик металла для производства шасси и пилонов двигателей.

Текст и фото: Артем Каширин