Найти тему

ПОЛЕ ЧУДЕСНОЕ

как Airbus A321 стал «кукурузником»

Прямо перед аэрокосмическим салоном МАКС свершилось чудо. Оно произошло за две недели до его открытия и в непосредственной близости от места его проведения — совсем рядом с Жуковским. Пилот, посадивший пассажирский лайнер на кукурузное поле, спас сотни жизней, стал Героем России. А эксперты авиационной индустрии ломают голову над тем, как избавить наши самолеты от столкновений с птицами, которые, вероятно, послужили причиной аварийной ситуации.

Самолет Airbus A321 «Уральских авиалиний», вылетевший утром 15 августа из Жуковского в Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузное поле. По наиболее вероятной версии, при наборе высоты самолет столкнулся со стаей чаек, птицы попали в оба двигателя. Благодаря профессионализму пилотов, произошло чудо — никто из находящихся на борту 233 человек не погиб. Сыграло роль и то, что накануне был сильный дождь, и поле как следует промокло. На влажную кукурузу лайнер удалось посадить настолько мягко, насколько это вообще возможно, и, самое главное, не загорелось топливо, а баки были заполнены под завязку.

Пилот Дамир Юсупов, который совершил экстренную посадку в Подмосковье, рассказал, почему принял решение приземлить лайнер в поле. По словам летчика, изначально он хотел вернуться в аэропорт, так как мощности двигателей было недостаточно для продолжения полета. Но он увидел, что второй двигатель тоже отказывает.

«У меня появилось решение — сажать самолет только перед собой», — отметил Дамир Юсупов. Пилот рассказал, что садился без шасси (вопреки инструкциям Airbus), так как самолет мог перевернуться, и последствия были бы хуже.

При этом Дамир Юсупов героем себя не считает. Он отметил, что посадить самолет в поле было единственно верным решением. Пилот также добавил, что инцидент не отбил у него желания летать, но какое-то время нужно будет отдохнуть. Интересно, что Дамир далеко не всегда был пилотом, ранее он работал юристом в Сызрани. В возрасте 33 лет он решил кардинально изменить свою жизнь и пойти навстречу мечте быть пилотом, начал обучение в летном училище. Сейчас ему 41 год, и только годом ранее он стал командиром воздушного судна.

Ситуацию прокомментировал Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора. «Когда в наборе высоты экипаж обнаружил, что самолет столкнулся с птицами и отказал левый двигатель, а у правого упали обороты, командир принял единственно правильное решение: вернуться на аэродром на одном, едва работающем. И это грамотное профессиональное решение он подтвердил потом еще раз: садиться без выпуска шасси, — сказал Смирнов. — Какие это дало колоссальные преимущества в данной ситуации? Когда выпущены шасси, вероятны сильные механические повреждения конструкции самолета. А значит, повреждение топливных баков, выливание топлива, пожар. Это самое страшное, чего командир избежал. Он вручную посадил самолет, организовал четкую эвакуацию пассажиров по надувным трапам. Все это можно назвать чудом на уровне посадки нашего Ту-124 на Неву в 1963 году или Airbus A320-214 — на Гудзон».

На следующий день президент страны Владимир Путин подписал указ о присвоении командиру воздушного судна Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину званий Героев России, а бортпроводникам — орденов Мужества.

Но вернемся к основной версии. Чайки любят свалки даже больше, чем море. В Жуковском они постоянно сталкиваются с самолетами. По словам сотрудников орнитологической службы аэропорта, там находили пострадавших при столкновениях с воздушными судами птиц, окольцованных в Скандинавии. В Подмосковье их влечет именно помойка, которая находится неподалеку от аэродрома.

В Минэкологии Московской области оперативно опровергли наличие свалок вблизи аэропорта. «Ближайший к месту посадки полигон закрыт в 2012 году, отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен», — заявили в ведомстве. Однако другая несанкционированная свалка расположена в пяти минутах езды на машине от аэропорта Жуковский. Берег озера Глушица в 2017 году оказался завален строительным и бытовым мусором. А чайкам совершенно безразлично — санкционировали чиновники кучу мусора или нет.

Птицы и самолеты не могут поделить небо с момента зарождения авиации. Начало печальной статистики положено птичкой, столкнувшейся в 1908 году с летательным аппаратом конструкции братьев Райт. А через 4 года пилот аэроплана той же конструкции погиб из-за попадания пернатой в систему управления. И это, кстати, была чайка…

© 2019 Журнал «Гражданская авиация»