Найти тему

Как помочь ребенку выполнять домашнее задание самостоятельно?

Когда родитель садится с ребенком за уроки, он нередко превращается в надзирателя. И его задача — заставить выполнить задание.

Но когда родитель выступает в роли надзирателя, ребенок чувствует, что сделанные уроки больше нужны родителям. И школьник манипулирует ими, чтобы в итоге все сделали они. Тогда домашнее задание и превращается в муку для всех.

Когда же ученик выполняет задания по собственной воле, он чувствует радость от найденного решения. Однако, это работает, когда ребенок справляется самостоятельно. Чтобы это было именно так , родителям важно перейти в разряд помощников.

Помощник, в отличие от надзирателя, ведет себя на равных и с уважением относится к ученику. Он не торопит, не унижает, а лишь указывает на ошибки и подсказывает ходы решения, но не результат. Особенно это выражается в словесных конструкциях:

- вместо «Что ты пишешь, как курица лапой!?» — «Когда вписываешь цифры аккуратно в клеточки при сложении в столбик, не запутаешься при подсчете»;
- вместо «Ну сколько раз повторять, что это слово пишется так?» — «В третьей строчке у тебя есть ошибка в слове».

То есть меньше эмоций и больше конкретики по существу.

При этом важно подождать, чтобы после комментария ребенок самостоятельно исправил ошибку. Если этого не происходит, есть смысл промолчать и идти дальше. Потом ему все исправит учительница, и он поймет, что родитель был прав. Но фраза «Я же говорил(а)» опять поставит родителя в позицию надзирателя. Лучше приступить к новому заданию или поговорить со школьником, почему так вышло, но без обвинений.

Ребенок все равно может стараться манипулировать и давить на эмоции. У школьника это получается, когда его домашнюю работу выполняют взрослые. Однако, это зона его ответственности. Поэтому, может, ему стоит пережить неудачу и пойти без домашнего задания, если он вспомнил о нем в одиннадцать вечера?

Исключением является ситуация, когда очевидно, что ребенок переутомлен и не справляется с большим количеством заданий. И если это происходит постоянно и касается всего класса, есть смысл выйти на разговор с учителями о снижении нагрузки.