Не скрою: впервые услышав о планах федерального правительства по сокращению рабочей недели до четырех дней, я счел это неудачной шуткой. Легко сообразить, какими экономическими потерями обернется подобное решение, обрети оно плоть и кровь. Рачительные работодатели ожесточенно спорят с работниками буквально за каждую минуту непроизводительно использованного рабочего времени, а тут вдруг – бац! – и минус восемь часов созидательного труда еженедельно, причем на совершенно законных основаниях.
Но наши вожди шутить не любят. Нынешним летом на конференции Международной организации труда (МОТ) премьер-министр Медведев официально презентовал эту скандальную идею. Наш главный специалист по айфонам сослался на то, что по продолжительности рабочей недели Россия существенно превосходит европейские страны, и это пагубно сказывается на здоровье нации.
С одной стороны, так оно и есть. В настоящее время продолжительность рабочего времени в России составляет порядка 2000 часов в год. Это почти на 300 часов больше, чем в США, на 400 – чем во Франции и на 600 – чем в Германии. Даже в Японии, которую мы не без оснований считаем страной законченных трудоголиков, работают в среднем на 200 часов меньше, чем в России.
Но здесь надо определиться, от чего плясать. Если от количества часов, проведенных на рабочем месте, то нам действительно впору уменьшать рабочую неделю - и не до четырех, а до трех дней, чтобы окончательно не притомиться. Но если поставить на первое место производительность труда, то нам и семи рабочих дней в неделю маловато будет.
Расчет прост, как дважды два. Эксперты МОТ традиционно используют такой показатель, как производство ВВП на единицу времени (чаще всего – час), пересчитанное в долларах. И эти данные настолько красноречивы, что вряд ли нуждаются в комментариях.
Ладно бы мы отставали только от стран из топ-20, которые возглавляет карликовое Герцогство Люксембург (средний показатель – 98 долларов в час). Сюда входят такие гранды высокой производительности, как Дания (80 долларов в час), Германия (76 долларов в час), США (74 доллара в час).
Но беда в том, что отстаем мы и от стран Южной Европы, где теплое солнце, голубое море и обилие нудистских пляжей сильно отвлекают от профессиональной деятельности. Испанцы в промежутках между сиестой и корридой успевают заработать 57 долларов в час; изнуренные борьбой с мафией итальянцы «тянут» на 55 долларов в час; а уставшие танцевать сиртаки греки с грехом пополам «поднимают» 38 долларов в час. А вот в России этот показатель составляет – внимание! – всего 27 долларов в час. Это получше, чем в Малайзии, но похуже, чем в Индонезии.
И вот при такой-то постыдной производительности труда мы собираемся еще и отдыхать на день больше? По этому поводу поневоле хочется процитировать искрометного и злого сатирика Геннадия Малкина: «Приятно чувствовать себя дураком рядом с круглыми идиотами»…