Восемь лет назад, когда этот сериал только появился, а я сидел на сайте novafilm, мне он очень понравился, но ждать новых серий не было сил. Так что я на долгие годы забыл про него и вспомнил лишь недавно. Где-то мелькнуло и захотелось устремиться и закончить просмотр. Ничуть не оказался разочарован, и всем рекомендую. Краткое резюме вынес в заголовок. А теперь поподробнее.
Главный герой, Рейлан Гивенс, родился не в то время. Одарённый стрелок, он бы стал одной из легенд Дикого Западе, наравне с великими ганфайтерами, вроде Уайета Эрпа, Дока Холлидея и других. Однако он появился на свет во второй половине XX века, в захолустном округе Харлан, что в штате Кентукки. Поработав на шахте и поучаствовав в забастовках, он сбежал, чтобы не подохнуть во время очередного обвала и не стать преступником, каковых в Харлане вагон и маленькая тележка. Покинув Кентукки, он выучился на маршалла США, одного из лучших в стране.
Сериал начинается в Майями. Преследуя одного беглеца, Рейлан дал ему сутки, чтобы свалить из города, «иначе я тебя пристрелю». Бандит не послушался и в открывающей сцене всё закончилось стрельбой. Рейлан был в праве пристрелить негодяя, но пресса иного мнения. Так что его переводят в Лексингтон, в штате Кентукки. По сути, ему приходится вернуться обратно в Харлан — и здесь его ждут. Отец, которого он ненавидит, друг детства и молодости, который стал преступником и нацистом, девушка, с которой у него не сложилось по причине бегства. И даже бывшая жена проживает в Лексингтоне, что тоже новость противоречивая. Так начинается эта история.
До начала просмотра стоит знать, что маршаллы США — это очень странный отдел правоохранительных органов. Они представляют федеральный закон и занимаются всем понемногу — преследованием беглецов, охраной свидетелей, исполнением судебных предписаний и много чем ещё.
Также стоит иметь в виду, что сериал имеет в виду некоторое знание географии и истории США. В частности, штат Кентукки во время Гражданской войны представлял из себя нечто странное. Официально он присоединился к северянам, на основная часть народа поддерживала южан. И по тому, как в сериале обстоят дела, второе имело куда большее значение. А культура Конфедератов (читай, южан) в США — это вообще отдельная история. Там всё сложно.
Кроме того, округ Харлан расположен в восточной части Кентукки, среди гор Аппалачи. Здесь испокон веков добывали уголь. Здесь проходили известные забастовки, здесь располагались незагонные самогонщики и здесь же, в глубинке, занимаются выращиванием марихуаны и перевозкой наркотиков. Фрагмент насчёт наркотиков заявлен на основе увиденного в сериале, как оно на самом деле, вряд ли можно сказать с какой-либо долей уверенности.
Ещё, пожалуй, стоит уделить место названию сериала. Перевод слова justified, предоставленный гуглтранслейтом — оправданный, обоснованный. Но не зря слово однокоренное с justice (справедливость). Насколько я могу понять, речь непосредственно о действиях Рейлана Гивенса по сюжету. Его действия, какими бы они ни были — имеют под собо законное, нет, справедливое обоснование. В некотороме роде да, justified — это узаконенный. Но справедливость — понятие более высокого уровня, чем закон. Кроме того, очень метка адаптация некоторых из переводчиков — «свой закон». Потому что у маршалла Гивенса есть собственное представление о том, что правильно. И оно не всегда сходится с законом, но часто сходится с общим представлением о справедливости, чуть ли не ветхозаветного характера («око за око, зуб за зуб«).
Вот. Имея это всё ввиду, перейдём, собственно, к сериалу.
Основных действующих лиц у нас здесь два. Собственно, Рейлан, представитель закона и один из самых быстрых стрелков к востоку от Оклахомы. При этом он вовсе не скор на расправу и весьма умён. Внутри него всегда идёт борьба между желанием застрелить негодяя и привлечь его к ответственности. И обстоятельства складываются так, что иногда ему дозволено выпустить зверя.
По ту сторону закона находится друг детства Рейлана, Бойд Краудер. Что творится у него в голове, зрителю зачастую не говорится, но определённо, душа его мечется большую часть сезонов. У него свои, весьма искажённые, представления о справедливости и о том, как следует жить. И понять его порой можно, но в следующую секунду он вновь ускользает куда-то в темноту. Причём темноту хтоническую, зачастую Бойд выступает эдаким агентом хаоса и безумия. А в других моментах он вдруг предстаёт обычным человеком. Интересный и противоречивый персонаж, отношение к которому по ходу сериала меняется несколько раз. Я изначально хотел его сравнить с Джексом Теллером из сериала Сыны Анархии, но тут всё сложнее. И неоднозначней.
Основное же сходство с Сынами Анархии в том, как персонажи развиваются по мере развития событий в округе Харлан. Каждый новый сезон меняет персонажей, показывая новую грань характера. И если в первых сериях можно чётко назвать Рейлана хорошим парнем, а Бойда — плохим, то чем дальше в брод, тем меньше иллюзий. Нет в этом сериале однозначных персонажей, всё залито серыми красками, и пусть зритель будет судьёй для героев. И стоит понимать, что хотя Рейлан и Бойд — главные герои, второстепенный состав также меняется по ходу дела. Да, напарники Рейлана, другие маршаллы, не будут столь хорошо раскрыты, как он сам. И подручные Бойда останутся подручными — но в них также наблюдается своя жизнь.
Отдельно хочу отметить операторские/режиссёрские приёмы в сериале. Куда направить камеру, как выстроить кадр, на чём сделать акцент — создатели определённо знают. Местами можно отдельно отметить освещение, подчёркивающее непростую ситуацию и борьбу света и тьмы в душе героя. Причём это вещи, которые мало где ещё можно встретить. Потому что при ином раскладе это были бы отвратительные кадры, портящие всю картину. Но здесь, в диковинной помеси полицейской драмы и вестерна, долгие планы глаз, лиц и рук могут прекрасно сочетаться друг с другом и с обычными кадрами в рост.
Про звук и манеры хочу также сказать. Дубляжей на русский у сериала немного и они посредственно справляются с особой манерой речи каждого второго персонажа. В основном всё это вариации на тему, боюсь соврать, акцента хиллбилли («ребята с холмов»), когда гласные тянутся и общий говорок несколько гнусав. Но чёрт побери, у каждого из персонажей своя манера на этот счёт. Бойд зачастую начинает говорить не то в стиле магистра Йоды, не то подобно пастору из северных штатов. Рейлан говорит с хрипотцой и ехидцей и с куда более чёткой, чеканной речью. Вроде бы именно такой тон приписывают полицейским.
Про то, как держат себя актёры в кадрах, тоже можно немало сказать. Взять хоть всё того же Рейлана, превосходно сыгранного Тимоти Олифантом. Рейлан, судя по некоторым намёкам, фанат Гэри Купера, известного танцора и актёра из Голливуда годов эдак тридцатых-сороковых, и вслед за кумиром выработал особую походку. Это что-то с чем-то. Поначалу я решил, что он слегка косолапит. Затем — что просто специально носки ставит условно на одной линии. Потом мне объяснили, что это вроде как называется ходить вразвалочку. В самом сериале пару раз это называют приплясыванием. Главное другое — выглядит это круто, уникально и необычно. Я уже молчу про детали, вроде характерных усмешек, слов и жестов. Опять-таки, почти у каждого персонажа свои особенности, детально проработанные .
Как вы могли уже догадаться, я малость пришиблен восторгом от этого сериала. Удивительно, как много в него зашито культурных отсылок, и как всё это вскрывается между делом. По большому счёту, ничего из перечисленного, на самом деле, знать зрителю не обязательно. Необходимое будет объяснено, без остального можно и обойтись. И тем не менее, мимходом поднять столько всего — на мой взгляд, показатель и огромной работы, ушедшей на проработку при создании сериала, и мастерства создателей, умудрившихся не нагрузить читателя информацией, к делу не относящейся.
К слову, раз уж про создателей заговорил. Сериал основан на рассказе Элмора Леонарда «Fire In The Hole» (условно можно перевести, как «Ложись, сейчас рванёт!»; непереводимое словосочетание, которое на канале Fox Crime переводили, как «Шухер, взрываю!», что по большей части неверно). Именно в нём появляется персонаж Рейлана Гивенса. Первая серия почти слово в слово экранизирует рассказ, расходясь лишь в нескольких мелочах и концовке. Насколько я понимаю, при создании сериала автора активно привлекали к созданию, он числится среди исполнительных продюссеров. Что интересно, на волне успеха сериала произошла и обратная реакция — в 2012 году, незадолго до своей смерти, Элмор Леонард написал книгу «Рейлан». Полагаю, пояснять, про кого она, не нужно.
Пожалуй, рассказ о сериале и так уж затянулся. Напоследок замечу, что для этой рецензии сел пересматривать первые серии, и чуть было снова не увяз в сериале. Если это не говорит о его качестве, то я не знаю.
Напоследок, ещё раз о том, что вынесено в заголовок. Сериал напоминает Крутого Уокера, потому что главный герой, Рейлан, ходит по краю закона и беспредела, и в общем-то, сам по себе крут. Также стоит заметить, что как и рейнджер Уокер, Рейлан не является обычным полицейским, его полномочия шире, что тоже подчёркивает особый статус. Сериал напоминает Сынов Анархии, потому что как и его протагонист Джексон Теллер, главные герои Justified, Рейлан и Бойд, по ходу сериала претерпевают изменения. Поначалу едва заметные, к концу сериала они обоих персонажей превращают в совсем других людей. Какие-то метаморфозы можно было предсказать, но некоторые диковинны. В то же время весь сериал представляет из себя попытку осуществить вестерн в современных реалиях. В глубинке штата Кентукки закон условен. Полицейские, шериф — их могут купить, а могут и запугать. И потому огнестрельное оружие вновь, как в старые времена, является единственным законом. Лишь ум и быстрые руки могут уберечь жителей округа Харлан от тюрьмы или смерти.
Короче говоря, божественно прекрасный сериал, очень рекомендуемый к просмотру.
#сериалы #justified