Найти тему
Евгения Кретова || писатель

О романтизации насилия

Фото с сайта pixabay
Фото с сайта pixabay

Сегодня споры о законе против домашнего насилия не утихают. И честно, ни как юрист, ни как писатель, я не могу понять, кто в этом споре прав. Потому что как юрист знаю практику перегибов и злоупотреблений, в которых захлебнулись страны Европы и Америки. И потому что как писатель, наблюдающий за социальной жизнью (а ведь все сюжеты оттуда - из жизни), понимаю, что оставить все как есть тоже преступно. На днях наткнулась в сети на статистику, поистине ужасную - которая касается и нашего восприятия фактов домашнего насилия и существующего порядка вещей в судебной практике. Здесь просто дам ссылку: https://zona.media/article/2019/11/25/women-105 (в том числе и для того, чтобы вернуться к ней и осмыслить цифры еще раз).

Как уже знают мои постоянные читатели - не смотря на публикации в традиционном виде (журналы, в том числе толстые литературные, и сотрудничество с ЭКСМО), я преимущественно сетевой автор - большинство книг размещены в Сети и доступны в электронном или аудиоформатах.

Это не плохо и не хорошо. Это факт.

Постоянно вращаясь на сетевых ресурсах, я натыкаюсь на вал литературы так или иначе связанной с насилием: откровенно трешевые литРПГ, фантастика, триллеры и детективы со всеми возможными подробностями совершения преступлений против человека. И любовные романы.

После "50 оттенков серого" и успеха, с ним связанного, второй год - он деспот и извращенец, она - неопытна и непременно влюбляется в него. И непременный хэппи энд. С ним. С вот этим вот...

Основная аудитория таких романов - женщины, юные девушки. Которые усваивают и закрепляют модель поведения, в которой мужчина может ударить женщину. А она его за это полюбит. Модель поведения, в которой женщина оправдывает насилие, совершенное над ней, тяжелым прошлым героя, его низкой социальной ответственностью, стрессом. И чем угодно еще. И авторы, и читатели таких историй отчего-то убеждены, что такого человека может что-то исправить.

Что, 21 век на дворе, а мы опять - "бьет, значит любит"?

Дошло до смешной ситуации, когда, обсуждая мой роман "Танго sforzando", читательница мне заявила, что таких героев не бывает. И ее буквально тошнит от "положительности и идеальности" главного героя. А он всего лишь не воспользовался ситуацией, когда героиня оказалась под его опекой. Он просто повел себя как настоящий мужчина.

И начитавшись таких комментариев, я начинаю понимать, почему этот треш не уходит из нашей реальной жизни, почему процент ссор и преступления на бытовой почве не уменьшается, почему остается вопрос домашнего насилия. Это к теме о том, что "книга ничему не учит".

Она не только учит, она еще и показывает, как должно быть. И в последние годы все больше показывает так, как я не хочу, чтобы было. С моими близкими, далекими, знакомыми и не знакомыми.