Странным образом во многих культурах маленький размер женской ноги считался каким-то особым привлекательным фетишем. Это и китайское бинтование «лотосовых» ножек, которое часто полностью лишало женщину возможности ходить, и более привычная нам сказка про Золушку. Да что далеко ходить, ещё в моём детстве я слышала упрёки в адрес таких же юных родственниц, которые посмели отрастить себе ногу 39 размера.
Самое раннее упоминание о Золушке в привычном нам сюжете (с потерянной туфлей) мы встречаем в Египте. Главная героиня жила предположительно в VI веке до н.э. и звали её Родопис, что означало «Румянолицая». Вероятно, это было не её настоящее имя, а прозвище гетеры.
О её жизни мы знаем из рассказа древнегреческого историка Геродота, жившего столетие спустя. По его словам, Родопис была родом из Фракии и находилась в рабстве на острове Самос у того же хозяина, которому принадлежал легендарный баснописец Эзоп. Рабыня была продана в Египет, где «занималась своим ремеслом», пока в неё не влюбился брат знаменитой поэтессы Сапфо и не выкупил её за огромную денежную сумму. Получив свободу, Родопис осталась в Египте, жила богато и делала щедрые подарки в Дельфийский храм.
После смерти гетеры, история о ней стала обрастать различными легендами, иногда самыми невероятными. Говорили даже, что Родопис была похоронена в пирамиде Микерина — одной из трёх Великих пирамид Гизы, построенной на деньги её любовников.
Точно не известно, когда рассказы о Родопис стали приобретать привычный «золушкин» вид. В таком виде её биографию излагал Страбон спустя пять веков после смерти гетеры: «…во время купания орёл похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принёс в Мемфис; в то время, когда царь производил там суд на открытом воздухе, орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумлённый как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием, послал людей во все стороны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда её нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя; после кончины царица была удостоена погребения в вышеупомянутой гробнице».
Как видно, и спустя столетия история легендарной гетеры продолжала волновать местных жителей. Не забыли Родопис в Египте и в наши дни. Египетский писатель и нобелевский лауреат Нагиб Махфуз посвятил ей вторую книгу в своей серии исторических романов. К сожалению, на русский язык его «Родопис» пока не переведена.