Как и следовало ожидать, бунт хирургов Нижнего Тагила против чрезмерных нагрузок и низких зарплат подтолкнул к активной борьбе за свои права медиков по всей области. Главе свердловского минздрава Андрею Цветкову приходится тушить повсеместно вспыхивающие «пожары». О начале этой истории мы писали в прошлом номере газеты.
Та самая искра
Тревожные звоночки, свидетельствующие о неблагополучии в системе областного здравоохранения, поступают давно и отовсюду. Жители сел и деревень жалуются на отсутствие врача или фельдшера, жители городов и райцентров – на нехватку «узких» специалистов, на многомесячные очереди к ним. Сами медики возмущаются низкими зарплатами и непомерной нагрузкой.
Слышали ли об этом в областном минздраве, в администрации губернатора? Слышали, конечно. Нынче, благодаря Интернету, любая информация мгновенно разлетается не просто по региону - по всему миру. Но предпочитали не обращать внимания на недовольство медиков, надеясь, что само собой рассосется. Не рассосалось.
«Нарыв» рванул в Нижнем Тагиле. Первыми не выдержали бесконечно возрастающих нагрузок и низких заработков хирурги Демидовской больницы. Они пытались решить проблему мирными методами, но, ничего не добившись, уволились. Больных стали направлять в другие клиники города, вскоре уже и там хирурги взвыли от перегрузок. Они тоже старались достучаться до руководства – своего и вышестоящего, но толку не добились. И в начале августа сразу шесть врачей хирургического отделения 1-й тагильской горбольницы во главе с заведующим подали заявления об уходе.
Но и это не заставило областных чиновников волноваться, что-то делать. Суетиться они начали лишь после того, как последовала команда из Кремля. Стоило пресс-секретарю Президента Дмитрию Пескову публично заявить, что массовые увольнения хирургов на Среднем Урале требуют реакции со стороны региональных властей, раз уже Москва держит ситуацию на контроле, как губернатор тут же отозвал областного министра здравоохранения из отпуска, отправил в Нижний Тагил компетентную комиссию, провел совещание.
Меры приняты?
После встречи к журналистам вышел вице-губернатор Павел Креков и отчитался о первых итогах «разбора полетов» в Нижнем Тагиле. Он признал, что заработки хирургов не соответствовали нагрузке, сообщил, что в медучреждениях назначена финансовая проверка, чтобы установить, по назначению ли использовался фонд стимулирования сотрудников.
Высказался вице-губернатор и в адрес главврачей. Он заявил, что именно они виноваты в сложившейся ситуации, поскольку сообщили руководству региона о проблеме и кадровом дефиците только в тот момент, когда люди уже ушли.
Вот это да! Оказывается, руководство региона было не в курсе.
Между тем, о том, что в Демидовской больнице хирурги не держатся, было известно с нынешней весны. О критической ситуации в больницах №1 и №4 стали говорить еще в июле. Неужели ни Павел Креков, ни Евгений Куйвашев за публикациями в СМИ не следят? Неужели Андрею Цветкову не докладывали о том, что творится в его ведомстве?
Все обо всем прекрасно знали, но предпочитали не вмешиваться. А подобная политика рано или поздно приводит к неуправляемой реакции.
Неуправляемый взрыв
Региональные чиновники быстро отрапортовали о том, что в Нижнем Тагиле все спокойно: хирургам 1-й горбольницы выплатили компенсации за переработку, и они согласились не увольняться, в Демидовскую больницу командировали хирургов из Екатеринбурга. Но рвануло в других местах.
Массовым увольнением пригрозили врачи Каменска-Уральского, где больница укомплектована кадрами лишь на 62%, не хватает 93 специалистов. Пришлось министру А. Цветкову срочно ехать и туда, чтобы предотвратить очередной скандал. Говорят, что глава ведомства пообещал каменским медикам произвести перерасчет зарплаты по той же схеме, которую применили в Нижнем Тагиле. Но на все наболевшие вопросы ответить не сумел, пообещав вернуться в город через десять дней.
А в конце этой недели министра ждут и в Красноуральске. Медсестры отделения реанимации здешней больницы заявили о намерении провести «итальянскую» забастовку: работать только на ставку, больше не делая ничего сверхурочно и фактически даром. Причины - те же: высокая нагрузка, низкая зарплата, которая, по их словам, составляет 17-18 тысяч рублей в месяц. Правда, медсестры согласились отложить акцию до визита к ним главы регионального минздрава.
По просторам нашей области ему, похоже, колесить еще долго. И выслушивать много нелицеприятных вещей. Раньше А. Цветков предпочитал выбираться в районы, как правило, в рамках акции «Добро в село», в сопровождении журналистов и местных чиновников показывая селянам мобильные флюорографы и передвижные лаборатории. «Передвижки» уедут, а развал в медицине глубинки останется. Достаточно вспомнить, что еще весной фельдшер выездной бригады «скорой помощи» в Новой Ляле просил Владимира Путина обратить внимание на состояние первичного звена здравоохранения, а работники акушерско-гинекологического отделения горбольницы Качканара отправили Президенту видеообращение с жалобами на снижение зарплат до минимума.
Кадровый голод
Сегодня не только профильное министерство и прокуратура анализируют причины патовой ситуации в больницах Среднего Урала. И если официальные лица с оценками и выводами не торопятся, то независимые эксперты высказываются откровенно.
Политолог Сергей Мошкин считает бедственное положение в здравоохранении результатом многолетней оптимизации. По его мнению, ради выполнения «майских» указов власти пошли на подлог – добились увеличения средней зарплаты исключительно за счет увеличения нагрузки на одного работника в 2-3 раза.
Продолжение в источнике