В Минкомсвязи России состоялось совещание с представителями гостиничного бизнеса по вопросам взаимодействия с территориальными органами МВД России при передаче сведений о миграционном и регистрационном учетах с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг
Инициатором совещания выступило Главное управление региональной безопасности Московской области. Среди приглашенных были представители МВД России, Ассоциации «Безопасность туризма» и др. Вел мероприятие представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексеенко Олег Владимирович.
Самое непосредственное участие в совещании приняли отельеры, а также разработчики аппаратных программных комплексов, программного обеспечения по автоматизации процесса сбора и передачи данных о постояльцах по миграционному учету.
ЕПГУ
Совещание началось с обсуждения технических аспектов доработки Единого портала государственных услуг. Он сообщил, что в настоящее время тестовая эксплуатация портала ЕПГУ (для решения задач миграционного учета) проходит в пяти пилотных регионах. За время этого эксперимента услугами воспользовались порядка 100 000 человек (100 000 заявлений обработано, прим.ред.).
Однако собравшихся данная цифра не впечатлила, присутствующие эксперты оценили, что это – капля в море, что это – лишь малая толика от общего количества туристов, от общего количества иностранцев, которые приезжают в РФ. Данный приведенный факт послужил началу активной дискуссии, в ходе которой были высказаны наболевшие проблемы, которые возникают при эксплуатации ЕПГУ.
Суть вопроса
Как известно, ЕПГУ первоначально не планировался для использования в качестве инструмента миграционного и регистрационного учета. Пришлось его адаптировать под эту задачу. Адаптация началась более 2,5 лет назад с эксперимента, в ходе которого была поставлена задача привести функционал ЕПГУ к реализации задач миграционного учета.
Так, например, в Москве отказались полностью от использования ЕПГУ, и правительство Москвы профинансировало специальный проект. ГКУ «Московская безопасность» в рамках данного проекта осуществляет прием и обработку пакета документов, представленных отельерами и владельцами иных средств размещения для подключения к ПО «МВ с ИС ГУ МВД России по г. Москве». Отельерам были предоставлены соответствующие идентификаторы, электронные подписи, средства криптографической защиты информации, и техническая поддержка. В Санкт-Петербурге по-прежнему используют программные комплексы разных производителей, разных коммерческих структур (были попытки брать плату за услугу).
В большинстве же регионов России продолжается копирование паспортов, (документов удостоверяющих личность), всех заполненных страниц, и потом эти бумаги передаются в подразделение по вопросам миграции. Это неэффективно, затратно, и поэтому ни о какой национальной безопасности, в данном случае, речи быть не может.
Когда состоялся обмен между разработчиками, представителями МВД России и отельерами по вопросу технических неполадок, слово было предоставлено Председателю Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергею Груздю, который сказал, что проблемой усовершенствования ЕПГУ можно заниматься бесконечно, и вся эта история напоминает "день сурка".
По мнению Председателя Правления Ассоциации «Безопасность туризма», регистрационный и миграционный учет является одним из таких барьеров, который является раздражителем для отельеров, который вызывает возмущение у иностранных гостей, это достаточно сложный, запутанный механизм.
«Это как смартфон, где ПО можно обновлять, бесконечно какие-то новые версии будут приходить, так и ЕПГУ можно совершенствовать бесконечно», – прокомментировал Сергей Груздь.
Ассоциация «Безопасность туризма» с 2017 года неоднократно озвучивала оптимальные подходы и возможные пути решения проблемы. Так, по мнению члена Ассоциации – компании АО «СФЕРА»: самый рациональный вариант в использовании ЕПГУ – с использованием интерфейса в открытом формате загрузки данных. Это позволило бы проводить массовые операции, работать пакетно средствами сторонних организаций. Подробнее об этом читайте в интервью руководителя отдела сопровождения компании Александры Румянцевой (для скачивания - кликните по изображению ниже).
В рамках совещания представители Минкомсвязи России отметили, что работа в этом направлении (интерфейс в открытом формате загрузки данных) ведется.
По мнению Ассоциации, сегодня функционал ЕПГУ может быть реально использован лишь в малых средствах размещения. А для больших средств размещения целесообразно отказаться от ручного ввода данных о постояльцах, что занимает большое количество времени. Кроме того, сегодня отельеры не могут обратиться за консультациями, техподдержка не работает, обратной связи нет, и возникают ситуации, из которых выход не совсем понятен. Все это было высказано в очередной раз.
«Отельеры нам рассказывали о практике, когда они вынуждены нанимать студентов, которые в ночное время обрабатывали сведения о постояльцах для того, чтобы ввести их в базу данных И это притом, что во всем мире идут по другому пути: все чаще и чаще в странах применяются так называемые считыватели (сканеры), которые сканируют документ, удостоверяющий личность буквально в несколько секунд и информация сразу же поступает в такие базы», - привел пример Сергей Груздь.
Участники совещания с интересом узнали, что по предложению Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council) и Ассоциации «Безопасность туризма», предлагается вообще ввести биометрический идентификатор для туристов, с помощью которого можно было бы однажды пересечь границу, а потом, в последующем путешествии по стране, можно легко и просто отмечаться: либо по отпечатку пальца, либо по зрачку, либо по каким-то другим параметрам. Такая система распознает человека, его идентифицирует, и, таким образом, информация поступает в базу данных. Сейчас уже подобные технологии применяются в аэропортах РФ и активно уже внедряются в банковской сфере.
«А мы же по-прежнему пытаемся совершенствовать тот устаревший подход (ручной ввод данных). Тут сразу проявили инициативу разработчики программных комплексов, которые хотят предложить свои решения для автоматизации и ускорения этого процесса, но это – вчерашний день», - сказал спикер.
В век цифровизации данный подход уже мало приемлем.
По мнению Сергея Груздя, нужно думать о внедрении специальных технологий, которые мгновенно осуществляют регистрационный и миграционный учет, не затрачивая колоссальное количество средств, времени и не создавая неудобств, как принимающей стороне, так и путешественникам. И это было ключевой мыслью и предложением выступающего.
«Надеемся, что 4 октября 2019 года на заседании Рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации при Правительстве РФ этот вопрос также будет обозначен и включен в планы работы Рабочей группы. Полагаем, что на уровне Правительства РФ будет найдено оптимальное решение для решения этой проблемы», - заключил Сергей Груздь.
Уважаемые коллеги! Все предложения, которые есть у бизнеса, у профессионального сообщества отельеров, мы готовы принять, для того, чтобы 4 октября уже обозначить конкретный круг проблемных вопросов в рамках миграционного регистрационного учета.