Найти тему
Ген Да Винчи

Cамосвалы-беспилотники оставят водителей без работы?!

Оглавление
Беспилотный шведский самосвал-грузовик от "Scania" без кабины водителя-оператора. Источник: "Яндекс. Картинки".
Беспилотный шведский самосвал-грузовик от "Scania" без кабины водителя-оператора. Источник: "Яндекс. Картинки".

Вопрос действительно стоящий, так как беспилотные грузовики и самосвалы уже есть от многих современных компаний-лидеров и они набирают популярность, спрос формируется. К лидерам в области данной сферы, которые уже добились результатов не только "на бумаге", можно отнести "Volvo", "Mercedes", "Tesla", "Scania". Детальнее об одной из моделей беспилотного грузовика мы расскажем в последующих статье нашего канала.

Есть более близкий и известный нам всем с детства автозавод "Белаз", который успешно развивается в данной отрасли. К примеру, первый беспилотный одноименный опытный образец грузоподъемностью в 130 тонн был представлен еще в 2013-2015 годах.

Основные выгоды для заказчика/подрядчика строительства при приобретении беспилотной техники

Итак, чтобы ответить на вышепоставленный вопрос, следует все все плюсы и минусы данного направления:

а) нет необходимости постоянно содержать в штате или искать водителя для управления данной техникой. Согласитесь, что для управления большегрузной и крупногабаритной техникой нужна не только необходимая отметка в водительских правах, но и соответствующий опыт в обращении с ней. При этом, чем специфичнее техника, тем реже встречается достойный профессионал своего дела. Один тот же гигант "Белаз" чего стоит....;

б) может работать 24 часа в сутки, только успевай топливо доливать. Для обеспечения такого режима при помощи людей необходимо организовать 2 или 3 рабочие смены либо платить "сверхурочные";

в) самосвал или беспилотный грузовик может работать в тяжелых погодных условиях или в местах, обладающих повышенной опасностью. К примеру месторождение руды, обладающей повышенным радиационным фоном в условиях тумана. В таком случае работа опасна не только из-за условий видимости, но и угрозы нанесения вреда жизни;

Пример расположения радаров-датчиков для постоянного мониторинга "слепых" зон и обнаружения препятствий сбоку или сзади .Источник: https://www.zr.ru
Пример расположения радаров-датчиков для постоянного мониторинга "слепых" зон и обнаружения препятствий сбоку или сзади .Источник: https://www.zr.ru
Расположенный в самом верху лазерный радар позволяет работать в условиях ограниченной видимости, выполняя 3D-позиционирование на карте встречающихся объектов и делая корректировку курса движения. Источник: https://www.zr.ru
Расположенный в самом верху лазерный радар позволяет работать в условиях ограниченной видимости, выполняя 3D-позиционирование на карте встречающихся объектов и делая корректировку курса движения. Источник: https://www.zr.ru

г) возможность удаленной работы, что подразумевает гораздо меньше затрат на командировку людей и их постоянное пребывание на объекте, поиск их места размещения вне рабочего дня. К примеру, погрузчик марки "Белаз" 10 июля 2018 года управлялся при помощи дистанционного управления. При этом оператор управлял беспилотным погрузчиком в Екатеринбурге, а испытательный полигон находился на удалении в 2500км!!!;

А вот пример организации связи с оператором через GPS- и Wi-Fi-антенны для максимально точного географического позиционирования.  Источник: https://www.zr.ru
А вот пример организации связи с оператором через GPS- и Wi-Fi-антенны для максимально точного географического позиционирования. Источник: https://www.zr.ru

д) человеческий фактор. Водитель может заснуть, либо не увидеть препятствие, либо принять ошибочное решение, что, впоследствии, может сыграть "злую шутку" и привести к печальным последствиям;

е) гибридные самосвалы-беспилотники, которые могут управляться спокойно водителем (например, до карьера), так и в беспилотном режиме, как только водитель покидает кабину;

ж) более быстрое выполнение сроков в связи с выгодами, перечисленными ранее.

Отрицательные стороны беспилотников-грузовиков, играющие в пользу водителя-человека

К ним можно отнести:

а) и снова человеческий фактор. Только, в отличие от вышеперечисленного примера, играющего не в пользу водителя, может произойти все наоборот. При чрезвычайной ситуации опыт водителя может подсказать в доли секунды, как уберечь себя, окружающих и технику соответственно. Алгоритмы действия в таких ситуациях, конечно же заложены в грузовик-беспилотник, но их может быть либо недостаточно (технология только начала развиваться и все возможные случаи запрограммировать невозможно. Да и машина (хоть и с меньшей долей вероятности) может ошибиться при выборе какого-либо сценария при одинаковых условиях "задачи");

б) недостаточная защищенность каналов связи с роботизированными грузовиками. Ведь всегда же найдутся либо недобросовестные конкуренты, либо хакеры-любители, которые захотят завладеть техникой для достижения своих личных целей. Отметим, что данное поднаправление комбезопасности начало совсем недавно развиваться, но подразумевает под собой довольно оптимистичное будущее, так как специалисты в данной сфере в мире современных беспроводных технологий всегда будут востребованы;

в) довольно высокая стоимость доработки, выгоду которой многие компании могут не понимать. Тот же один "Белаз-7513R мощностью в 1600 л. с. и грузоподъемностью в 130 тонн стоит приблизительно 1 000 000 долларов. Оснащение его соответствующим программным обеспечением и модулями для обеспечения беспроводного дистанционного управления - 10-15% от вышеуказанной стоимости. В краткосрочной перспективе затраты, конечно, солидные, но окупаемость их происходит довольно быстро ввиду положительных факторов выбора в сторону роботизации техники.

Так грозит ли водителям тяжелой техники массовое увольнение

Вот мы подошли к повестке дня. Каков вывод?! Естественно, что нет. Во всяком случае, не тотально. Решение подсказывает само развитие технология беспилотного управления грузовиков и самосвалов, ее развитие в ближайшем будущем. Ведь специалисты своего дела нужны всегда.

Возможность дистанционного управления все равно подразумевает наличие оператора, следящего за не только за исправностью техники, но и выполнением команд, соблюдения запрограммированного маршрута и действий в непредвиденных ситуациях. Один из примеров вы можете наблюдать на следующей иллюстрации:

Рабочее место дистанционного оператора беспилотной тяжелой техники. Источник: https://www.zr.ru
Рабочее место дистанционного оператора беспилотной тяжелой техники. Источник: https://www.zr.ru

Слева - экран-панель, позволяющая переключаться между другими "подчиненными" видами беспилотной техники, так как один оператор может управлять от одного до пяти беспилотниками. Управление происходит при помощи расположенных спереди джойстиков и руля.

А где найти таких операторов? Вывод очевиден - произвести повышение квалификации и профессиональную переподготовку нынешних водителей, работающих давно и имеющих опыт в их собственноручном управлении.

В счет, конечно, не берем тех работодателей, которые "рубят, не думая, с плеча", поступая по принципу: "сейчас мы всех уволим, купим беспилотные грузовики и они будут работать и приносить нам деньги, а нам ничего делать не надо будет" .

Вполне очевидное и правильное решение, выгодное, как работодателю, так и водителям:

1. Нет необходимости увольнять уже привычных и знакомых людей, достаточно их просто обучить и/или повысить квалификацию, что положительно отразится так же на зарплате работников в сторону повышения;

2. Водителю нет необходимости, к примеру, в сильный мороз постоянно торчать в кабине в телогрейке, постоянно греясь чаем/кофе из термоса. Он может теперь спокойно придти с утра на свое рабочее место, удобно расположиться и в уютной обстановке производить управление доверенным тяжелым беспилотным автотранспортом.

Конечно, люди, находящиеся близко к пенсионному возрасту, или те личности, которые не желают обучаться, соответственно, будут с большей вероятностью подвержены волне увольнений. Но большинство останется "переобученными" водителями, которые так же будут востребованы, как и ранее.

Считаете, что может быть другой исход?! Тогда напишите свое мнение в комментариях, нам тоже интересно обсудить эту тему.

Понравилась статья?! Тогда Вам будет интересно подписаться на наш канал, где вы найдете еще больше полезной информации.