Сначала это не выглядело особенным: прогулка примерно в часе ходьбы от густого леса в Сеймурской долине Британской Колумбии, с ржавыми банками, разбросанными по сырым листьям, и заплесневелыми стволами деревьев. Это был 2004 год, и Боб Макл, преподаватель антропологии в Университете Капилано, искал место для обучения своих студентов раскопкам.
Когда лесник рассказал ему о домашних артефактах, найденных на поляне местными жителями, Макл предположил, что это был лесной лагерь начала 1900-х годов – одно из многих небольших поселений, где жили лесорубы. Но когда команда начала копать, они обнаружили что-то неожиданное: тонкие, неповрежденные сине-белые фарфоровые рисовые чаши, чья нижняя часть была помечена надписью «Сделано в Японии».
В результате раскопок были обнаружены другие предметы – бутылки для сакэ и керамика, свидетельствующие о том, что лагерь был занят не временными лесозаготовителями, а сообществом японских канадцев, включая женщин и детей, в течение 20 лет.
С тех пор команда Макла занимается раскопками. Обнаруженные ими артефакты раскрывают тайны сообщества, которое сохранило свои культурные и кулинарные традиции даже в чаще леса. Археологи нашли хрупкие суповые и рисовые тарелки, что указывает на то, что жители продолжали традиционно питаться палочками для еды.
Также обнаружен участок богатой азотом садовой почвы, оплодотворенной костной мукой, который мог быть грядкой с японскими овощами – такими, как дайкон и фуки. Найдены остатки традиционной японской бани и святыни, что дает возможность воссоздать традиционную деревенскую жизнь, не имеющую аналогов в Северной Америке.
Хорошее качество найденных предметов показывает, что жители деревни стремились создать в отдаленном месте ощущение дома. Но они также имеют более зловещее значение: жители, скорее всего, уехали в спешке. «Обычно, когда люди покидают дом, они берут с собой хорошие вещи», – говорит Макл.
Но здесь вещи остались: части камеры у бани, дорогая кухонная плита, спрятанная так, словно кто-то хотел вернуться и забрать ее. Это говорит о том, что жители деревни покинули участок вынужденно – возможно, в 1942 году, когда, как и в Соединенных Штатах, канадское правительство начало интернировать японских граждан и их японско-канадских потомков.
До того, как Вторая мировая война стала переломным моментом, расистские настроения накапливались против японской общины Канады долгое время. Это было вызвано, частично, возмущением белых канадцев растущей экономической мощью местных японцев, включая их сельскохозяйственные успехи.
Первые японские иммигранты достигли Британской Колумбии в 1877 году и работали рабочими в сельском и лесном хозяйствах, на железных дорогах и в шахтах. Несмотря на расистскую политику, японские общины процветали.
Многие семьи приобрели землю, основали фермы и стали пионерами в ягодной промышленности Британской Колумбии. Они использовали свои доходы для создания самостоятельных общин, сосредоточенных вокруг буддийских храмов и школ на японском языке.
По мере развития сообществ рос и их отпечаток на кулинарный ландшафт Канады. В каждом японском районе Канады абсолютно точно был производитель тофу и те, кто делал мисо. Японские кварталы в таких городах, как Ванкувер, также поставляли сакэ и столовую посуду, импортированную из Японии.
Война разорвала эту процветающую общину. 24 февраля 1942 года, после вступления Канады во Вторую мировую войну, кабинет министров издал распоряжение, позволяющее задерживать «всех и каждого» в неблагонадежных районах. Эти широкие полномочия предназначались для японских сообществ.
К 16 марта канадские чиновники доставили первую группу японских канадцев в парк Гастингс, позже – гоночную трассу и выставочную площадку в Ванкувере. Женщин и детей разместили в сараях, а те, кто сопротивлялся, были отправлены в лагеря для военнопленных.
Интернированные японские канадцы, в том числе и жители деревни из долины Сеймур, были вынуждены оставить почти все позади – они могли взять только один чемодан, то, что могли унести в руках. Канадское правительство взяло на себя все остальное их имущество.
Первоначально утверждая, что они будут держать конфискованную землю японских канадцев под защитной опекой, штат Британская Колумбия убедил правительство Канады продать эту собственность, используя вырученные средства для управления лагерями для интернированных.
Трагедия перемещения заставила многих японских канадцев потерять историю своей семьи, и одной из причин был стыд. Униженные расистским обращением, многие выжившие предпочли не говорить об этом времени. Но на поляне в глубине Сеймурской долины за них говорят вещи.
За годы раскопок Макл и его команда обнаружили сотни предметов, каждый из которых содержит историю о потерянном образе жизни. Часы, которые перестали отсчитывать время много лет назад. Молочные бутылки детей, которые давно выросли.
Сине-белые рисовые чаши, сложенные в тени монументальных, покрытых лишайниками деревьев, выглядят призрачными, хрупкими и нежными. Их присутствие является ярким напоминанием о сообществах, разобщенных политикой расистского правительства.
Понравилась статья? Жмите «лайк» и подписывайтесь на канал.
Читайте дальше:
Загадка палеонтологов: почему окаменелости обычно мужские?
Что будет, если исчезнут все деревья, как в «Безумном Максе»?
Все публикации канала можно посмотреть здесь.