Жанр: ангст, школьная жизнь, шоу-биз (музыка), слайс
Выходил: октябрь – декабрь 2016
Английское название: «Sound! Euphonium 2»
Русское название: «Играй, эуфониум»
13 серий + 7 ОВА на 2-3 минуты
Оценка: 8 из 10
Трындеть команды не было!
Всё закончилось тем, что ничего не закончилось. Наш замечательный оркестр пробился в национальный конкурс… и разверзлись хляби небесные. Нет, не ураган-тайфун. Вы думаете – все свои вопросы порешали, комплектация оркестра тоже устоялась и ура? Ничуть. Порешали далеко не все и не всё. Так что с выступлением на общенихонском конкурсе всё далеко не просто. И не забываем: ротация! Третьегодки-то уходят.
«Эйфоний» я очень люблю ещё с первого сезона. Так что, традиционно – вся задержка с просмотром вызвана ожиданием правильного настроения. Что есть не только состояние души, но и расклад отвлекающих факторов типа работы, личной жизни и прочего.
Итак, по технике. Казалось бы, в музыкальном сериале надо бы чего-то сказать про музыку. Но это крайне сложно. Во-первых, с музыкой тут всё очень хорошо, её много и разнообразно. Но это, как ни удивительно – всё. Ибо, во-вторых, практически исчезли моменты, где кто-то по-разному играет одну и ту же партию, лажает-нелажает, и прочие таки вещи. То есть в принципе они в следовом количестве наличествуют, но совершенно не читаются. Уж на что я люблю музыку (хотела написать «меломанка», но это не верно, я музыку обожаю, и жить без неё не могу – но не слушаю 24Х7Х365)… Да, так вот, на что я люблю музыку и знаю в ней толк – здесь проблемы вокруг исполнения не слышны. Они заявлены, но даже мои ушки их не ловят. И, подозреваю, что дело не в запредельно высоком классе исполнения этих нюансов, а наоборот – они именно что заявлены, а собственно в исполнении их нет. И в-третьих, этот сезон этого сериала к музыке относится заметно меньше, чем другие сравнимые. Это немного сложно выразить: взаимоотношений «человек и музыка» тут очень много, как и следует ожидать. Но не в стиле «вот она играет, и мы слышим как, а через это понимаем её эмоции». Не в стиле «вот какую песню они написали, и через это мы, опять же, понимаем их эмоции». Нет, это «буду играть или не буду», «хочу или не хочу». То есть фактически музыка в большинстве дилемм выступает закадровым персонажем. В самом кадре её и нету.
Но не забываем: всё-таки музыки тут много и она дивно хороша. Уж насколько я способна воспринимать симфонические духовые оркестры.
По рисовке можно сказать две вещи: Сами персонажи нарисованы очень для меня приятно, но не как-то черезчур особо. Скажем так – хорошо и добротно. Отдельно приятно, что их реально много, и они действительно разные. Я же люблю причёсочки, платьица и прочую такую тематику. С платьицами, конечно, беда – народ у нас всё-таки школьники и потому в основном в школформу и зажаты. Тем не менее.
А вот фоны – это нечто потрясающее. Очень странное дело, вроде бы они довольно классические и не шибко даже детализированные. Не примитивизм, но и не что-то с чем-то, как, например, в «Саду грешников». Но тем не менее – какой-то обалденный вкус у художников есть, это какая-то симфония цвета и формы. Да, именно «симфония», я не даром выбрала этот штампованный, в общем-то, оборот. Картинки яркие, с чёткими цветами. Не пастель, не аквараль… Впрочем, и не масло. Но красотища просто завораживающая!
Теперь о нареканиях. В сущности, половину из них я изложила, рассказывая о технических моментах. Однако, есть и ещё один аспект, который (наполовину) послужил стимулом для такого эпиграфа: в сериале слишком много вранья. Причём, я бы сказала, на двух уровнях. С одной стороны – чисто метафизическое враньё, банально же сериал весьма не то, чего мы ожидаем. С другой же – враньё персонажей. Понимаете ли, вот сериалы про школьников регулярно откровенно выбешивают на предмет «а поговорить?» То есть у человека наблюдается проблема, но он всячески молчит о ней, яростно отмахивается от попыток его на разговор вывести и помочь. Да, здесь, конечно, и вопрос подростковой стеснительности (и вообще стеснительности не уверенных в себе людей); и общенихонская специфика восприятия обязанности за помощь – не отдать долг за помощь, не помочь сторицей же позор, поэтому лучше не влезать в моральные долги. Есть такое, но ведь даже понимая все эти штучки – бесит не меньше. Здесь же мы наблюдаем, так сказать, следующую итерацию.
Народ вполне активно бегает, суёт нос в чужие дела (это я ехидничаю), и – что удивительно, получает ответы. То есть человек с проблемами зачастую не говорит, мол у него всё замечательно. Нет, проблема есть. Но в качестве описания проблемы – лепит настолько кривую и косую нелепицу (тафтология намеренная), что начинаешь бегать по потолку, размахивать руками и ругаться словами. Что характерно – в большинстве случаев это не тот вариант, когда нелепица получается от того, что человек сам не понимает в чём корень зла и бед причина. Когда причину со следствием путают, когда симптомы с источником, ну всякое такое. Нет, здесь человек совершенно умышленно врёт. Он прекрасно знает в чём дело, но говорит и направляет слушателей в совершенно иную сторону. При этом – обоснование, которое он(а) внутри себя вкладывает, то есть чем для себя мотивирует свою заведомую ложь – дурные до не ужаса, конечно, до фэйспалма.
Пожалуй, на этом стоит и остановиться. Ведь не даром я поставила этому сериалу довольно высокую оценку. Честно говоря, это ещё один сериал, где мне явно не хватало десятибалльной шкалы, где временами мой восторг явно зашкаливал, но потом случалась какая-то жуткая дурь и накал эмоций спадал в какие-то масштабные рамки. В смысле – масштаб циферблата. Всё, о чём я ругалась выше бесит не всегда. Даже все сентенции про ложь относятся, быть может, к девяносто процентам фактов… Но в оставшихся десяти – это совершенно замечательная, правильная и даже очень трогательная ложь. Удивительные варианты, когда ложь вредит самому лжецу, но спасает и слушателя, и оболганного. Местами я просто восторгалась изяществу поворота.
Восторг есть и в другом. Фактически, у нас, как и в реальной жизни – миллион коллизий, и все сразу. Это немного раздражало, но и наоборот радовало. В чём-то это очень интересная находка, когда с одной проблемой не успеваешь разобраться, тут другая навалилась, там третья… Конечно, стройность линии повествования разваливается. А герои возмутительно отвлекаются, прыгают с одного на другое. Но ведь именно так в жизни оно и бывает! Людей, умеющих сконцентрированно работать одно и то же – чем дальше, тем меньше. Да посмотрите на какой-нибудь фэйсбук: от трёх предложений до трёх абзацев, комментарий в пару фраз и всё, человек ушёл в другой вопрос, лента обновилась. А ведь к тому же «беда никогда не приходит одна». И тех же постов, на которые надо отвечать – один за другим выходит несколько. В реальной жизни – всё так же, ситуации, с которыми приходится разбираться ничуть не ждут, пока ты разберёшься с предыдущей, а лезут скопом. И хорошо, что в этом сериале герои всё же не забывают о недорешённом вопросе, а возвращаются к нему.
А вопросы самые разные. И что самое интересное – как я и говорила, с музыкой связанные весьма опосредованно. Как например, вопрос с очкастой заместительницей президента клуба: что она выберет – подготовку к вступительным в колледж или репетиции национального выступления? Вопрос сам по себе, конечно, банален и мы его встречали не раз. Однако уже хорошо, вопрос – жизненный. Так ведь не только в этом прелесть. Там ведь вокруг целая история, и крутящая всё с ног на голову и на ноги обратно тринадцать раз подряд.
Я почему в качестве примера вспомнила именно эту? Дело в том, что Танака Аска меня натурально раздражала, что называется, всю дорогу. Ну просто по целой куче статей, параметров, решений и всего такого прочего. Но когда раскрутилась история с ней – о-о-о-о-о-о! Я ревела совершенно и вдохновенно!
Что дополнительно восторгает ужасно – что эта история не только не единственная, не только на первый взгляд банальная, но при внимательном рассмотрении – куда как сложнее и необычнее, да к тому же ещё и очень трогательная. Там историй-то просто море! Я бы даже сказала, что не только у каждой девочки своя, подчас и несколько… Но поскольку много коллективных – то «на круг» выходит где-то по парочке на лицо. Но они такие разные, такие интересные…
И такие трогательные. Да, я подозреваю, что сериал больше рассчитан на мужскую аудиторию, ведь практически все мужские персонажи эпизодичны, с парой-тройкой фраз буквально. Не все, большинство. А девочек нам – два вагона и ещё на дрезине бешено качают рычаг и летят в яростной погоне. Но против факта не попрёшь: девочки совершенно замечательные. Очень разные, даже и не скажешь «на любой вкус» - нет, именно что на какой-то стандартный, устоявшийся вкус тут никого и нету. Это же замечательно, что они не шаблонные, а именно настоящие. И с ними переживаешь, думаешь, работаешь и отдыхаешь. Опять же – как в жизни.
Ну, и последнее. Слово «трогательно» сейчас довольно сильно и замарано, и обессмысленно. Но этот сериал, эти истории и эти девочки – они по-настоящему трогательны в том самом, исконном смысле этого слова. Они трогают самые лучшие и красивые струнки в душе. Там не просто сложные и разнообразные проблемы сложных и разнообразных людей. Там они все – красивые. Может быть уже и сто раз, может быть меньше я говорила, что я ужасная плакса, и разреветься могу по любому поводу. И хорошему, и плохому. На самом деле – это не совсем так, я совершенно спокойно могу прореагировать на что-то даже вроде совершенно замечательное или, наоборот, ужасное. Но уж если зацепило – то держите меня семеро, шесть удержать не могут. Так вот здесь я плакала (кроме шуток) по два-четыре раза на серию. Грустно, радостно, сентиментально, от злости, от счастья – по всем поводам, какие только можно придумать. Трогательный, действительно цепляющий за душу… Хотела написать «сериал», но стёрла. Не сериал. Люди. Очень милые и симпатичные люди.
Желающим посмотреть на яркие и красивые картины, посочувствовать ярким, красивым людям – рекомендую. Тупить, правда, не получится.