Найти в Дзене
Уютный дом

Потемкинские деревни и картонный флот России. Немного истории

По пустынным степям были разбросаны деревни, дома которых намалевали на ширмах, а людей и стада пригнали, чтобы показать императрице богатства этого края. Вот примерно так писал шведский дипломат Иоанн-Альберт Эренстрем во время путешествия с Екатериной II по Таврии и Крыму. С лёгкой руки таких, как он, и начало гулять по Европе ставшее уже идиоматическим выражение «потёмкинские деревни». Каждый из нас неоднократно встречал его в литературе, да и сам наверняка не раз употреблял, имея в виду фикцию, пыль в глаза. Однако всё слышнее голоса тех, кто утверждает: Григория Александровича Потёмкина оболгали, а вместе с ним и всю страну, усомнившись в её величии. Поэтому в день рождения светлейшего князя лучшим подарком ему будет развенчание мифа о нарисованных избах, придуманных завистливыми иностранцами. В состав Российской империи Крым и часть прилегающих к нему территорий — Тамань, Кубань, Причерноморье, которые Турция считала своими, — вошли в 1783 году. Управлять новообразованной Таврич

По пустынным степям были разбросаны деревни, дома которых намалевали на ширмах, а людей и стада пригнали, чтобы показать императрице богатства этого края. Вот примерно так писал шведский дипломат Иоанн-Альберт Эренстрем во время путешествия с Екатериной II по Таврии и Крыму.

С лёгкой руки таких, как он, и начало гулять по Европе ставшее уже идиоматическим выражение «потёмкинские деревни». Каждый из нас неоднократно встречал его в литературе, да и сам наверняка не раз употреблял, имея в виду фикцию, пыль в глаза.

Однако всё слышнее голоса тех, кто утверждает: Григория Александровича Потёмкина оболгали, а вместе с ним и всю страну, усомнившись в её величии. Поэтому в день рождения светлейшего князя лучшим подарком ему будет развенчание мифа о нарисованных избах, придуманных завистливыми иностранцами.

В состав Российской империи Крым и часть прилегающих к нему территорий — Тамань, Кубань, Причерноморье, которые Турция считала своими, — вошли в 1783 году. Управлять новообразованной Таврической областью был поставлен фаворит Екатерины Григорий Потёмкин. И главной его задачей являлись безопасность южных границ и освоение новых земель.

Князь со всем этим отлично справился и предложил императрице лично убедиться в его успехах. Во главе огромной свиты и с иностранными гостями отправилась Екатерина в длительное путешествие. А ещё по пути к ней инкогнито присоединился Иосиф II, австрийский император. Что же увидела самодержица русская?

Богатые деревни, избы в которых были ярко украшены, там, где ещё несколько лет назад гулял по степи вольный ветер. Тучные стада, радостных людей, торговые лавки и Черноморский флот, состоящий из трёх кораблей, двенадцати фрегатов и двух десятков судов поменьше. Последнее особенно поразило и порадовало императрицу.

Что же увидели иностранные гости? Или попытались убедить других, что увидели. Оказывается, исключительно муляжи. Полноты ради стоит отметить, что слухи об обязательном подлоге, о несуществующих селениях и прочем начали курсировать ещё до начала путешествия. Их активно распространяли зарубежные дипломаты, так что даже Иосиф II не выдержал и лично отправился посмотреть на «позор» России.

Но не только иностранцы говорили о стадах, которые за ночь перетаскивали от одного села к другому, о ряженых селянах, о мешках, набитых песком, а не пшеницей. Хулителей Потёмкина хватало и среди своих. Князь Щербатов был в принципе недоволен реформами и новшествами Екатерины. Генерал-губернатор Малороссии Румянцев считал Григория Александровича своим прямым конкурентом. Канцлер Безбородко просто был оппозиционером.

Успехи России и Потёмкина лично вызывали у них раздражение, и принимать увиденное за реальность они не собирались. К счастью, императрица верила своим глазам и светлейшему князю:

«На зависть Европы я весьма спокойно смотрю. Пусть балагурят, а мы дело делаем».

К тому же, если бы у неё было хоть малейшее сомнение в том, что сделано, повезла бы она с собой иностранцев?

Единственное, в чём «виноват» Потёмкин, так это в приукрашивании. Действительно, он постарался придать праздничный вид сельским хатам, разрисовав их фасады яркими цветами и прочими картинами. Исследователь этого вопроса академик Панченко отмечал:

«Потёмкин действительно декорировал города и селения, но никогда не скрывал, что это декорации».

А цель их была проста: не обмануть императрицу, а поразить гостей масштабом амбиций.

Однако сложно не поверить сладкоголосым иностранцам, уничижающим Россию. И Турция поверила. Лишь только завершилось путешествие Екатерины, османы бесстрашно ринулись на «города-призраки» и «бумажные кораблики», рассчитывая на лёгкую победу. И понесли тяжёлые поражения от «картонного» флота и в Лимане, и в Керченском проливе, и при Калиакрии.

Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌