Найти в Дзене
Дмитрий Гусаров

Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?

Давайте отдохнем от серьезных, жизнеутверждающих вопросов и рассмотрим одну популярную ловушку, в которую люди неверующие с удивительным постоянством пытаются поймать доверчивых христиан. Звучит она так: может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Похоже на то, что выбор здесь ограничен всего лишь двумя ответами и оба из них приводят к очень опасным выводам. Итак, что же можно сказать на этот счет?

Бог пытается поднять камень, который только что создал
Бог пытается поднять камень, который только что создал

Вообще говоря, странно, что этот вопрос повторяется настолько часто. Все-таки у нас достаточно легко получается выдумывать утверждения, которые представляются логичными, но по сути ошибочны, - они называются "апории". Однако любая попытка обратить внимание собеседника на явную ошибку в формулировке наталкивается на просьбу не уходить от прямого ответа.

Есть другой, похожий и не менее популярный вопрос: "Вы уже перестали пить коньяк по утрам, да или нет?" Очевидно, что любой ответ на него подразумевает согласие с тем, что ранее мы этим самым коньяком злоупотребляли. Но что, если мы этого не делали никогда? Как ответить? Похоже, что никак. И это означает, что данный вопрос сам по себе некорректный и в его формулировке содержится ложная предпосылка.

А вы уже перестали пить коньяк по утрам?
А вы уже перестали пить коньяк по утрам?

Так вот, в вопросе про камень присутствует то же самое. В нем сталкиваются два внутренне противоречивых понятия: "абсолютное всемогущество" и "неподъемный камень". Если попробовать для начала дать определение и тому, и другому, то легко обнаружить, что они начнут конфликтовать. Это во-первых.

А во-вторых, атрибут "всемогущества", которым христианские богословы наделяют Бога, не означает, что Он способен творить всё, что мы только можем сформулировать на своем крайне несовершенном языке. Например, мы можем сказать: "квадратный круг" или "треугольник с пятью углами". То, что мы дали название этим предметам, не делает их реальными. Эти определения логически ошибочны и ссылаются на объекты, которые не могут существовать в принципе, даже если мы призовем на помощь Бога. Проблема здесь не в Боге, а в несовершенстве нашего языка.

Квадрат, вписанный в круг, вписанный в квадрат
Квадрат, вписанный в круг, вписанный в квадрат

И это подводит нас к одной истине, крайне важной для диалога между верующими и неверующими. Когда мы пытаемся говорить о сверхъестественных реалиях, то, честно говоря, обычно это получается плохо. И нашим неверующим друзьям не нужно торопиться делать выводы о невозможности существования Бога, видя замешательство, в которое мы попадаем. В любом случае, сила христианства не в том, что оно дает ответы на все вопросы, а в том, что показывает путь к вечной жизни.

А как вы считаете, может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Считаете ли вы обсуждение подобных вопросов продуктивным?