Законопроект №745083-7 о системе единого государственного статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. Речь в нем идет о наделении Генеральной прокуратуры Российской Федерации полномочиями оператора данных о преступности, подразумевая законодательное закрепление обязанности соответствующих федеральных органов власти эти данные ей предоставлять.
Законопроект предполагает размещение в сети интернет статистической информации, полученной в ходе осуществления надзорным ведомством РФ функции по ведению государственного единого статистического учета, "в форме открытых данных, доступных неограниченному кругу лиц, с учетом ограничений, установленных федеральными законами". Перечень размещаемых данных будет утверждаться генпрокурором РФ по согласованию с заинтересованными ведомствами.
Хотя общая статистика о преступности на портале правовой статистики Генеральной Прокуратуры crimestat.ru представлена уже сейчас (есть и общие наборы данных для анализа), однако ведомство хочет пойти гораздо дальше.
Законопроект "призван сделать максимально полной, прозрачной и оперативной статистику зарегистрированных преступлений, ход их расследования, исключить возможность необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан в правоохранительные органы.. Правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений допускается при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях", цитирует заместителя министра юстиции РФ Вадима Федорова ТАСС.
Теперь такие заявления будут сразу же, в момент обращения, вноситься в государственную автоматизированную систему правовой статистики и у Генеральной прокуратуры будут все необходимые для такого учета полномочия. В их числе - требовать представления первичных статистических данных для осуществления единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре от таких федеральных органов, как служба государственного пожарного надзора, служба исполнения наказаний, служба судебных приставов, таможенная служба, судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, как следует из заключения Правового управления Государственной Думы, ко второму чтению в документ может быть также включено положение о сборе данных от пограничных органов федеральной службы безопасности по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов федеральной службы безопасности, поскольку следователи органов федеральной службы безопасности и дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности также осуществляют предварительное расследование в форме следствия и дознания.
Как следует из финансового обоснования законопроекта, развитие портала правовой статистики дело весьма затратное: в 2018 году на него было потрачено 300 млн рублей, в 2019 г. и 2020 г. планируется тратить по 1 млрд рублей в год.
Как у других
В США данные о преступлениях и криминальных инцидентах часто являются открытыми. Например, существует портал-агрегатор криминальной статистики, дающий доступ к выгрузке дата-сетов 395 полицейских управлений, которые можно, в частности, использовать для создания предиктивных моделей (для "прогнозирования преступлений"). Так, база данных, размещенная на “Цифровом портале Чикаго” содержит более 6.8 миллионов записей (за исключением убийств) и охватывает период с 2001 года по сегодняшний день. Эта обширная база включает записи о криминальных случаях с различными маркерами: идентификатор записи, номер дела, адрес, тип преступления (незаконное проникновение, кража, насильственное действие, нарушение общественного порядка и т.д.), тезисное описание преступления, тезисное уточнение места преступления (станция метро, квартира, отель и т.д.), отметка о задержании/аресте, отнесение к внутрисемейным отношениям, идентификатор зоны ответственности, патрулирования, идентификаторы района (полицейское управление и районная администрация), код по Национальной системе отчетности о преступлениях Федерального Бюро Расследований.
Понравился пост? Поставьте 👍 или поделитесь им в социальной сети, чтобы мы могли рассказать ещё больше о новых технологиях.
Подпишитесь на наш канал "Умная безопасность" ( @smartsafecity ) в Телеграм , чтобы узнать больше новостей о новых технологиях.